Комментируя нынешнюю череду кризисов и волну выступлений "несогласных" в Европе и США, Михаил Горбачев дал строгую оценку двум последним десятилетиям: "Единственная оставшаяся сверхдержава, США, заявила о своей монополии на мировое лидерство, - сказал он. - А ведь я часто говорил своим западным коллегам, что перемены необходимы везде, в том числе и в их странах". Однако на Западе сочли, что никаких перемен не нужно и можно и дальше действовать по-старому, используя те же инструменты, например военное и политическое давление, для навязывания всем одной единственной модели, подчеркнул Горбачев. Он назвал разговоры об американском гипермогуществе и создании новой мировой империи болезненными галлюцинациями, столкнувшимися с суровой действительностью. "Сегодня многие в США и на Западе признают это, но все равно потеряно много времени, за которое можно было бы решить серьезные проблемы планеты", - отметил политик.
Он также высказал мнение, что кризис 2008 года "не только финансовый, но и кризис определенной модели развития, основанной на рыночном фундаментализме, чрезмерном стремлении к прибыли, сверхпотреблении, социальной и экологической безответственности", а демонстрации в западных городах являются "легитимными протестами, соответствующими демократическим правилам".
Горбачев считает, что мир сегодня ненамного безопаснее, чем перед окончанием холодной войны, потому что дипломатия не работает. Он выразил сожаление в связи с умножением "конфликтов и кризисов не только в странах третьего мира, но и в Европе, которую я надеялся увидеть в авангарде перемен к лучшему". "Вместо нового миропорядка мы стали свидетелями разрастания трудностей и неразберихи в мире из-за дефицита мирового лидерства", - отметил он.
Что касается будущего России, то, по мнению Михаила Горбачева, даже если после выборов нынешнее руководство останется у власти, политическая система должна измениться, иначе страну ожидают "трагические последствия".
24 октября 2011, Минск
БЕЛТА