Это мероприятие на песенном фестивале проводилось второй раз. Но «круглый стол» обещает стать масштабным проектом, творческой лабораторией, площадкой для дискуссий, на которой можно высказать свои мысли о культуре и СМИ, экологии души человека.
Министр информации Республики Беларусь Лилия Ананич рассказала, что в Беларуси, кроме витебского фестиваля, еще немало проектов в области культуры. И они, пусть не такие масштабные, но не менее важные не только для страны в центре Европы, но и всего евроазиатского пространства и за его пределами.
— У Беларуси своя миссия в этом большом и бурном, сложном мире: выстраивать мосты дружбы, быть в авангарде, в эпицентре интеграционных процессов. И, конечно же, это определяется политикой в социально-культурной сфере, которая сегодня выделяет нашу страну, — сказала министр.
Председатель Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь Геннадий Давыдько напомнил, что белорусский народ исторически заслужил право уважения, быть посредником в вопросах налаживания взаимопонимания между народами.
О необходимости «воспитывать» публику говорил и директор Национального исторического музея Республики Беларусь Олег Рыжков.
— Мы должны гордиться тем, что есть у нас в стране. В белорусских музеях есть уникальнейшие экспонаты, о которых СМИ очень мало пишут. Например, про «Пояс Витовта», который мы привезли для показа в витебской ратуше. Весьма важна работа с молодежью. Ведь она меняется вместе со временем. Поэтому нужно, например, традиционные праздники проводить с учетом «видения» молодых, — сказал директор.
Участница дискуссии из Казахстана, директор Общественного фонда международного фестиваля «Бозторгай» Карлыгаш Абдикаримова выразила искреннее восхищение тем, что в Беларуси поддерживают такие проекты как «Славянский базар».
— Я хоть и представляю неславянскую страну, но мы веками живем в едином культурном пространстве. У нас весьма много общего, — констатировала она.
Генеральный директор информационного агентства ІnterMedіa Евгений Сафронов рассказал о том, что страны буквально борются за сферы влияния в области культуры.
— Как и в политике, в экономике идет борьба. И от этого, к сожалению, никуда не денешься. Вдумайтесь: одними из первых договоров после Второй мировой были договоры между американцами и французами... об авиастроении и производстве кино. Французы как могли отвоевывали себе квоты в противостоянии с лобби Голливуда. Вообще влияние американской культуры на весь мир огромно. В США создается примерно 50% всего мирового культурного контента. Для сравнения, в России около 1%, — заметил господин Сафронов.
По его словам, Китай очень «трепетно» относится к возможности культурного влияния. Крупнейшая инвестиционная компания этой страны купила вторую по величине сеть кинотеатров Европы! Китайцы понимают, что культура — самое главное и бескровное оружие, которым можно пользоваться везде и всегда. В Швеции учреждена премия для музыкантов, которые добились успехов на международной арене. Каждая страна прилагает усилия по продвижению своей культуры. России, Беларуси и другим странам ЕАЭС нужно активно распространять национальные культурные интересы в мире. Альтернативы нет.
Такие проекты как «Славянский базар» способствуют рекламе культур стран-участниц. В этом году их более 45 — рекордное количество.