За три месяца в Египте умерли пятеро белорусов. Всякое, конечно, случается. Но чтобы пятеро! Самая загадочная – гибель супружеской пары прошлой осенью. Предварительная причина стала известна буквально накануне. Но ясности она не добавляет. Нет, мы, конечно, не отговариваем от путешествия в страну пирамид. Но кое-что перед отправлением всё же следует знать.
Цепочка смертей белорусов от «казней египетских» началась ещё в конце октября: в Шарм-эль-Шейхе прямо в отеле умер 56-летний мужчина. Точнее, его успели довезти до госпиталя, но через 20 минут сердце остановилось. Диагноз – острый гастроэнтерит. Его жена – 54-летняя Елена – вернулась в Беларусь. Но дома её состояние ухудшилось. Больше двух недель женщина пробыла в коме, у неё один за другим отказали почки, печень и 13 декабря – сердце. Заключение судебно-медицинской экспертизы (и даже не одной) её сын Андрей получил только накануне, в пятницу.
Андрей, сын погибшей белоруски: «Оба результата свидетельствуют о том, что это было тяжёлое отравление ядом, приведшее к смерти. Яд не установлен. После разговора со следователем мне стало ясно, что египетская сторона также провела проверку и экспертизу. Но египетская сторона не передаёт результаты своей экспертизы белорусской стороне».
Ещё из Египта Елена писала сыну, что отравились рыбой в четырёхзвёздочном отеле Sharm Reef. В меню по старинной восточной традиции было написано просто Fish без какой-либо конкретики. Зато после трагических случаев департамент по туризму нашей страны рекомендовал воздержаться от поездок конкретно в этот отель.
Андрей Лещенко, научный сотрудник лаборатории ихтиологии Центра по биоресурсам Национальной академии наук Беларуси: «В принципе любая рыба может вызвать пищевое отравление. Тем более в жарких странах при неправильном хранении очень быстро развиваются любые бактерии. Самые опасные – как раз не морские, а пресноводные – то, что там выращивают – теляпия, пангасиус – они выращиваются в грязной воде, кормятся отходами, и там в них изначально уже содержатся бактерии, и при неправильном хранении, обработке могут попасть и вызвать отравление».
Но можно посмотреть на ситуацию не с точки зрения науки. После взрыва самолёта с российскими туристами 5 лет назад Россия закрыла Египет для своих граждан. Отели опустели, их в любом случае нужно заполнять, поэтому египтяне снизили цены, и оказалось, что нашему брату белорусу в страну пирамид и за $200 можно. Но компенсировать египтянам такую щедрость как-то нужно, поэтому экономят, на чём придётся. К примеру: рыбу закупают самую дешёвую, а это как раз теляпия и пангасиус, местные жители их в пищу не употребляют. Но, в конце концов, какая разница, если в меню можно написать просто Fish. Кстати, в не менее популярной у туристов Турции с этого года отели «всё включено» обязали раскрывать полный состав блюд и напитков.
Андрей Савиных, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Турции и Ираке (2013-2019 гг): «Турецкое правительство предпринимает очень серьёзные усилия для того, чтобы увеличить поток въездного туризма, их цель более 30 миллионов человек в год. Для этого они, естественно, предпринимают все меры».
Но на турецком направлении настолько «летальных» отрезков для белорусского туризма пока не было. А вот в Египте – как прорвало. 10 декабря всё в том же Шарм-эль-Шейхе умерла 59-летняя белоруска. Она внезапно упала на экскурсии, медики её не спасли. Подозревают менингит, но результатов вскрытия пока нет. Уже 11 декабря скорая помощь прямо из самолёта забрала другую туристку, которая вернулась из Хургады. Вот у неё наши врачи «вирусный менингит» определили, хотя египетские настаивали на «гастроэнтерите». Но женщина, слава богу, жива. В середине декабря из аэропорта Хургады в египетскую клинику увезли 51-летнего белоруса, где он и скончался. Говорят, от сердечного приступа. А уже на днях там же, в Хургаде, от сердечной недостаточности умер 34-летний минчанин.
Четверых из умерших страховала компания «Купала». И со статистикой трудно спорить: в 2018-м на 40 тысяч страховых полисов для Египта было два летальных случая, в прошлом году на 111 тысяч – четыре. Соответственно, смертность в среднем по больнице даже уменьшилось.
Полина Киселëва, исполнительный директор страховой компании «Купала»: «За последний год количество туристов, отправленное нашими партнёрами-туроператорами в Египет, возросло в 2,5 раза. В целом статистика по страховым полисам не меняется – на 100 проданных страховок страховые случаи заявляются в среднем по 3-4 страховым полисам».
Есть и ещё одна любопытная деталь – после отказа российских туроператоров от полётов в Египет около 60% египетских страховых полисов выдавалось именно россиянам – они просто летели через Минск.
Но и белорусы Египет любят. В прошлом году на берегу Красного моря отдохнули 180 тысяч наших соотечественников. И, несмотря на все вышеперечисленные случаи, скорее всего, в этом году будет ещё больше. Отказываться от путёвок к морю никто не спешит!
Лилия Кобзик, редактор сайта Республиканского союза туристических организаций: «Самолёты битком улетают. Несмотря ни на что, люди летят в Египет, воспринимают всю эту ситуацию адекватно, стараются выбирать получше отели».
Андрей, сын погибшей белоруски: «Я хочу от египетской стороны получить результаты их исследований. Я также хочу обратиться к белорусской стороне, чтобы они продолжали добиваться через консулов и через консульство результатов этой экспертизы – для меня это очень важно, это очень важно для семьи».
Что это было – роковое стечение обстоятельств или в таком количестве смертельных исходов всё же есть закономерность? И в чём причина нежелания египетских медиков и владельцев отелей информировать о тех напастях, которые поджидают на севере Африки? Эти вопросы, скорее всего, связаны не только друг с другом, но и с тем, что белорусы всё чаще задают сами себе: можно ли отдохнуть в Египте за $200?
Телеканал ОНТ, 25 января 2020