В выигрыше окажутся западное Средиземноморье и любители горящих путевок.
Одному из самых популярных направлений европейского туризма - Турции предстоит очень трудный год. Мало того, что Россия в рамках антитурецких санкций фактически запретила своим гражданам ездить в эту страну, лишив ее тем самым второй по значению группы отдыхающих (3,7 миллиона в 2015 году, 4,5 миллиона в 2014-м). Теперь еще и немцы, бесспорные лидеры на турецком рынке въездного туризма (5,81 миллиона в 2015 году, примерно 16 процентов всех иностранцев) стали заметно реже бронировать поездки в Анталию или Стамбул.
Теракты отпугнули даже круизные лайнеры
"Все началось с терактов в Париже (13 ноября 2015 года. - Ред.). В первый момент спрос резко упал, а затем быстро переориентировался на западные направления", - отмечает Ян Франкенберг (Jan Frankenberg), менеджер компании DER Touristik. Этот тренд заметно усилился после того, как 12 января 2016 года террорист-смертник взорвал бомбу в самом центре Стамбула посреди группы немецких туристов, унеся жизни 11 человек.
В результате в Германии из-за страха перед новыми терактами еще больше снизился спрос не только на отдых в Турции, но даже на те морские круизы, которые предполагают заходы в турецкие порты. 30 января компания Aida Cruises, сославшись на многочисленные просьбы клиентов, объявила, что нынешним летом исключит Турцию из своей программы и изменит маршруты соответствующих круизов.
Аналогичное решение приняла и компания MSC Cruises. С конца марта, когда начнется сезон, ее круизный лайнер, стартующий в Венеции, вместо Стамбула и Измира будет заходить в греческие порты Афины и Миконос. В свою очередь круизная компания Mein Schiff пока не отказывается от остановок, к примеру, в Анталии или в Бодруме, но подчеркивает, что готова принять необходимые меры в случае изменения ситуации. Такую же позицию занимает и TUI Cruises.
"Cпрос перемещается с востока на запад"
Некоторые эксперты полагают, что в этом году Турция может недосчитаться около 1 миллиона немецких отпускников. Туроператоры настроены не столь пессимистично. "Мы ожидаем, что спрос на Турцию начнет расти, если сохранится стабильная ситуация", - заявляет лидер отрасли, компания TUI. "Мы исходим из того, что бронирование пляжного отдыха в Турции еще наберет обороты", - вторит ее главный конкурент Thomas Cook.
В то же время в штаб-квартире TUI в Ганновере признают: "В настоящий момент мы видим, что спрос перемещается с востока на запад". Иными словами, падающий интерес к Турции (а также Египту) ведет к росту бронирования туров в Испанию и Италию, которые и раньше были двумя самыми популярными направлениями немецкого выездного туризма, опережая Турцию.
Страны еврозоны окажутся в выигрыше
Спрос на отдых в этих двух странах, судя по сообщениям некоторых туроператоров, уже вырос приблизительно на 15-20 процентов. Особенно востребованы гостиницы для семейного отдыха на Мальорке и на Канарах: видимо, в сегодняшней ситуации острова представляются немецким туристам с детьми наиболее безопасным местом. "2016-й гарантированно будет годом Испании", - уверяет Себастьян Эбель (Sebastian Ebel), отвечающий в TUI за немецкий выездной туризм.
Так что Испания имеет в этом году все шансы вновь, уже четвертый раз подряд, принять рекордное число иностранных гостей. В 2015 году оно выросло до 68,1 миллиона, и это - несмотря на то, что количество гостей из России сократилось почти на 33 процента, а из Германии - на 1,2 процента. Три самые большие группы составили в прошлом году, по данным испанского статистического ведомства, британцы (15,68 миллиона), французы (11,55 миллиона) и немцы (10,29 миллиона).
Таким образом, от очевидного кризиса туризма в Турции выиграют прежде всего такие страны еврозоны, как Испания, Италия и, по всей видимости, Греция. А также Германия, ведь другой очевидный тренд на немецком туристическом рынке в этом году - растущее число тех, кто собирается провести нынешний отпуск у себя на родине, считая ее не только весьма привлекательным, но и наиболее безопасным местом для отдыха.
Выиграют от проблем на туристическом рынке Турции и те, у кого хватит терпения дождаться горящих путевок или других форм скидок. Ведь совершенно очевидно, что в складывающейся обстановке работающим на турецком направлении туроператорам, авиаперевозчикам и турецким гостиницам рано или поздно придется снижать цены. Причем, возможно, радикально.
Автор Андрей Гурков
Deutsche Welle, 4 февраля 2016
Deutsche Welle, 4 февраля 2016