Один из них занял 11-е место в общем зачете класса грузовиков, показав наивысшее за три года командное достижение. Второй расположился на 31-м месте, продемонстрировав свой потенциал на будущее.
Перед подведением окончательных итогов гонки во всех четырех классах транспортных средств участникам предстояло преодолеть заключительный 13-й этап. Большая часть его маршрута между чилийскими городами Ла Серена и Вальпараисо пролегала по обычным дорогам, без песков и дюн. На небольшом 157-километровом спецучастке гонщики не имели возможности отыграть серьезные временные гандикапы, чтобы как можно выше финишировать в общем зачете. Однако в классе грузовиков даже после финиша 13-го этапа сразу не было ясности: останется ли российский экипаж команды "КАМАЗ-Мастер" пилота Андрея Каргинова на вершине генеральной классификации или нет. Дело в том, что россияне намного отстали в последний гоночный день от своих прямых конкурентов - экипажа голландца Жерара де Роя (Iveco). Только потом выяснилось, что не прокол колеса или какая-то другая техническая проблема стали причинами относительно позднего финиша дружины Каргинова. По ходу этапа россияне были вынуждены остановиться на трассе и ожидать, пока она будет освобождена от автомобиля одного из участников легкого зачета, потерпевшего аварию. Узкий участок дороги не предполагал возможности объезда места ДТП. В итоге организаторы ралли-рейда вернули Каргинову с партнерами упущенное ими не по своей воле время, что позволило отстоять первую позицию в главной таблице перед командой де Роя. По сумме всех этапов триумфаторы "Дакара-2014" опередили серебряных призеров на 3 мин. 11 сек. Бронза - у еще одного российского экипажа "КАМАЗА" под управлением пилота Эдуарда Николаева, отставшего более чем на полтора часа от лидера.
Победу на заключительном этапе гонки среди грузовиков отпраздновал чех Алеш Лопрайс (Tatra). Белорусский экипаж-лидер команды "МАЗ-СПОРТавто" Сергея Вязовича со штурманом Павлом Гараниным и механиком Алексеем Неверовичем (529-й стартовый номер) некоторое время претендовал на попадание в тройку лучших, однако к финишу пришел шестым с отставанием от победителя на 5 мин. 53 сек. На рекордно высоком для себя месте (девятом) финишировал второй МАЗовский экипаж Александра Василевского со штурманом Валерием Козловским и механиком Дмитрием Запорощенко (521-й стартовый номер). Они проиграли Лопрайсу 7 мин. 41 сек. На последнем гоночном этапе дружина Сергея Вязовича без проблем сохранила свое 11-е место в общем зачете. За три года участия команды "МАЗ-СПОРТавто" в "Дакаре" это абсолютно лучший результат, который демонстрирует потенциал белорусских гонщиков и их техники. До этого лучшим считался 21-й результат, показанный Александром Василевским год назад. На сей раз он с партнерами 31-й, притом, что некоторое время второй половины гонки их экипаж работал на команду, обеспечивая всяческую поддержку своему лидеру. Итоговое время отставания Сергея Вязовича от новоявленного победителя ралли-рейда - 8 ч 36 мин. 38 сек., Александра Василевского - 30 ч 40 мин. 25 сек.
Единственным не совсем приятным моментом для белорусов стал сход на стартовых этапах с дистанции из-за проблем с двигателем третьего экипажа МАЗа, выполнявшего роль "быстрой технички".
В целом на финише "Дакара-2014" не случилось громких сенсаций. Интрига кроме грузового класса лишь отчасти сохранялась среди внедорожников. Вероятнее всего, руководство "Mini" все-таки дало указание своим многоопытному французу Стефану Петеранселю и его штурману Жану-Полю Котре обеспечить победу в общем зачете их коллегам по команде, испано-французскому экипажу Хоан Нани Рома/Мишель Перен. Перед заключительным этапом первый дуэт шел впереди в главной таблице с мизерным преимуществом - 26 сек. По ходу последнего отрезка дистанции Петерансель особо не усердствовал в борьбе, а под конец и вовсе остановился, чтобы дождаться всех экипажей "Mini" (Хоана Нани Ромы и Нассера Салеха Аль-Аттии). Все вместе символично они пересекли финишную черту. Победил на этапе экипаж "Toyota" под управлением Джиниэля де Вильерса, что никак не помешало трио "Mini" завоевать все места на главном подиуме. На его вершине - Хоан Нани Рома и Мишель Перен, вторые - Стефан Петерансель и Жан-Поль Котре, третьи - Нассер Салех Аль-Аттия и Лукас Круз. Литовско-белорусский экипаж Бенедиктас Ванагас/Андрей Рудницкий (OSC) (373-й стартовый номер) занял 35-е место (+28 ч 32 мин. 45 сек.).
Победителем общего зачета среди мотоциклистов стал испанец Марк Кома (КТМ). На последнем этапе победил его небезызвестный соотечественник Хуан Барреда Борт (Honda), который еще недавно был основным конкурентом триумфатора. Его недавняя поломка перечеркнула все надежды на успешное продолжение борьбы. Отыграть же почти трехчасовой гандикап в последний день было невыполнимой задачей. Марк Кома, просто добравшись до финиша гонки в Вальпараисо, опередил серебряного призера общего зачета испанца Хорди Виладомса (КТМ) почти на два часа. Француз Ольвье Пэн (Yamaha) стал здесь третьим.
В классе квадроциклов ситуация была еще более ясной. Довольно давно стало понятно, что главному претенденту на чемпионство, чилийцу Игнасио Касале (Yamaha), победить могут помешать какие-то фантастические обстоятельства. Их не произошло. Больше того, Касале победил и на заключительном этапе. Вместе с ним награды за "Дакар-2014" получат поляк Рафал Соник (Yamaha) - серебро и представитель Нидерландов Себастьян Хуссейни (Honda) - бронзу.
В этом году до финиша ралли-рейда добрались 78 мотоциклистов, 15 квадроциклистов, 62 экипажа в классе внедорожников и 50 экипажей в классе грузовиков. Маршрут "Дакара-2014" стал самым протяженным после переноса соревнований из Африки в Южную Америку. Он проходил по территориям трех стран - Аргентины, Боливии и Чили. Грузовики преодолели 9 188 км, внедорожники - 9 374 км, а представители класса мотоциклов и квадроциклов - 8 734 км.
19 января 2014, Минск
Сергей Трофимович - БЕЛТА