Минэкономики
16 ноября начнет публичное обсуждение будущего госрегулирования в
Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Тексты 11 проектов соглашений
ЕЭП, которое должно быть создано в 2012 году, показывают, что "единая
экономика" России, Белоруссии и Казахстана будет создаваться по
принципам не столько СССР, сколько Евросоюза. "Еврокомиссией" ЕЭП
предполагается сделать действующую Комиссию Таможенного союза. Проекты
соглашений в ряде случаев столь радикальны, что нефть и газ, обычные
предметы споров в ТС, в них почти не упоминаются.
Завтра
Минэкономики обсудит с РСПП инициативы по унификации экономической
политики создающегося на базе Таможенного союза (ТС) Единого
экономического пространства РФ, Белоруссии и Казахстана. Пакет из 11
проектов межправительственных соглашений опубликован ведомством на
прошедшей неделе. Соглашения по ЕЭП к концу 2010 года предполагается
подписать с тем, чтобы они вступили в силу с января 2011 года.
В
целом 11 проектов договоров предполагают значительно более широкий
уровень интеграции госуправления экономиками РФ, Белоруссии и
Казахстана, нежели оценивалось ранее. Проекты "экономической
конституции" ЕС в ряде случаев существенно либеральнее, чем
национальные законодательства. Комиссия Таможенного союза в случае
подписания документов имеет все шансы с 2012 года стать для ЕЭП полным
аналогом Еврокомиссии для ЕС — "переходного периода" для ее работы не
предусматривается, единственным существенным отличием схемы работы ЕЭП
от ЕС является, исходя из соглашений, сравнительно низкая роль
парламентов трех стран в работе союза.
Исходя из данных
Минэкономики, обсуждение документов идет крайне активно. Часть
документов, как, например, проект соглашения о единых правилах
государственной поддержки сельского хозяйства, содержит пометку
"консолидированный проект, подготовлен российской стороной, в
трехстороннем формате не обсуждался", часть же, как соглашение о
согласованных принципах валютной политики в государствах—участниках
ЕЭП, содержит информацию о разногласиях сторон — обсуждение его пунктов
на национальном уровне проведено. Все документы приводятся по состоянию
на 8 ноября 2010 года.
Наиболее радикально соглашение о
координации макроэкономической политики: с 2012 года участники ЕЭП
берут на себя обязательства ограничить дефицит бюджета 3% ВВП, госдолг
— 50% ВВП, уровень инфляции — 5% участника ЕЭП с наименьшим годовым
показателем. Это жестче правил Европейского валютного союза,
предполагается возможность отклонения от правил с согласованием со
странами-партнерами. Проект предлагает ежегодное согласование курсовой
политики по нацвалютам и ключевых макроэкономических показателей.
В
соглашении о валютной политике (подписывается правительствами и
нацбанками ЕЭП) декларируются намерения по "постепенному" устранению
валютных ограничений, согласованию подходов к счетам нерезидентов в ЕЭП
и резидентов ЕЭП в третьих странах и определению согласованного перечня
операций, освобожденных от валютных ограничений. Возврат валютной
выручки будет осуществляться по единым правилам, но непременно в страну
происхождения товара — превращать ЕЭП в единого экспортера не
планируется. У любого участника соглашения сохранится "в исключительных
случаях" право вводить валютные ограничения на срок не более года —
например, если либерализация "может повлечь ухудшение экономической и
финансовой ситуации" или "ущерб интересам безопасности", а также в
случае схлопывания платежного баланса с угрозой снижения резервов ниже
допустимого уровня. Единственное возражение к документу поступило от
казахской стороны, предложившей исключить из соглашения "создание
условий" для размещения валютных активов центробанков ЕЭП в
национальные валюты и государственные ценные бумаги его участников.
Соглашение
о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного
движения капитала в ЕЭП более рамочное — оно предполагает гармонизацию
профильного законодательства. Столь же декларативно соглашение о
торговле услугами и инвестициях, но однако оно устанавливает
ограничения во внутренней экономполитике в этой сфере. Проект
обсуждается достаточно тяжело: так, предложением неизвестной стороны
(по данным "Ъ", РФ, в тексте это не указано) является введение в
соглашение графика снижения доли госучастия в национальной экономике по
секторам обработки, торговли, транспорта и связи, сельского хозяйства,
финуслуг и строительства (конкретные проценты пока не указаны)
Ключевым
и самым спорным (по числу оспариваемых тремя сторонами позиций)
является проект Единых правил предоставления промышленных субсидий. Он
вводит понятие "запрещенной субсидии", в числе которых, например,
внутренние транспортные и фрахтовые тарифы для экспортеров, налоговые
льготы экспортерам, субсидирование ставок экспортных кредитов,
занижение цен на энергоносители для экспортных отраслей. Проект
предусматривает изъятие сумм полученных субсидий в пользу пострадавшей
стороны. По данным "Ъ", соглашение активно отстаивается Казахстаном, у
Белоруссии множество возражений по документу.
Разделить трудовых
мигрантов ЕЭП на "своих" и "чужих" призван комплект из проектов двух
соглашений — "О сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой
миграции" и "О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их
семей". В целом проекты освобождают "внутренних" трудовых мигрантов ЕЭП
от ограничений, применяемых к "внешним", привлечение таких мигрантов
осуществляется "без учета ограничений по защите национального рынка
труда", но с национальными изъятиями.
Соглашение о единых
правилах господдержки сельского хозяйства разделяет эти меры на три
типа — "не оказывающие искажающего воздействия на взаимную торговлю"
ЕЭП, "оказывающие искажающее воздействие" и "в наибольшей степени
искажающие взаимную торговлю" — последние предлагается не применять.
Согласно приложению 4 к документу, предлагается отказаться от прямых
экспортных субсидий, продаж государствами "некоммерческих запасов
сельхозтоваров" по ценам ниже рыночных на рынке партнера, снижения
экспортных тарифов. Уровень прочей госагроподдержки не должен превышать
10% валовой стоимости агропроизводства в стране.
Самым
"отложенным" по срокам в опубликованном Минэкономики пакете является
проект соглашения о государственных (муниципальных) закупках. Документ,
предполагающий предоставление каждой из стран национального режима
поставщикам из государств ЕЭП, потребует сначала запуска белорусской
системы электронных госзакупок (с 2013 года), а затем развертывания
аналогичной системы в Казахстане (2017 год). Изъятия из-под действия
соглашения можно будет вводить на срок не более двух лет, у КТС
останется право накладывать вето на ввод таких мер. Наконец,
представленный проект соглашения о единых принципах и правилах
конкуренции в ЕЭП предполагает создание в течение года с его подписания
подведомственного КТС единого антимонопольного органа ЕЭП.
Пока
в составе проектов документов ЕЭП нет специфического документа о
торговле энергоносителями и услугами, а в самих проектах эти вопросы
обсуждаются мало. Очевидно, КТС как будущая "союзная комиссия"
полагает, что предлагаемых ограничений госвласти в будущем союзе
достаточно, чтобы споры о поставках нефти и газа в Белоруссию были
разрешены уступками более высокого порядка.
Источник: Коммерсантъ