В Шымкенте состоялось совещание с участием вице-министра Умирзака
Шукеева, а также представителей акиматов, бизнесструктур и госслужб
трех южных областей, по вопросам связанным с вхождением в ТС.
Министр
экономического развития и торговли Жанар Айтжанова на пальцах
объяснила, почему Таможенный союз для казахстанцев очень выгоден.
-
Существуют различные точки зрения в отношении участия Казахстана в
Таможенном союзе, - сказала министр Айтжанова. - Но решение об участии
Казахстана было основано на следующих факторах:
- Во-первых,
создаются благоприятные условия для расширения действующего и развития
нового производства, в том числе ориентированного на потребление в
России и Беларуси.
На сегодняшний день с данными странами
Казахстан состоит в зоне свободной торговли, которая заключается в
беспошлинной торговле товарами отечественного производства. Наш экспорт
в эти страны сталкивался с проблемами нетарифного регулирования, такими
как ветеринарные и санитарные требования, лицензирование, техническое
регулирование, таможенная очистка, ГОСТы и т.д.
На сегодняшний день с данными странами Казахстан состоит в зоне свободной торговли, которая заключается в беспошлинной торговле товарами отечественного производства
- Таможенный союз это более тесная
форма интеграции, при которой данные барьеры во взаимной торговле будут
отменены и унифицированы, - заявила министр.
Во-вторых, целью
процесса создания Таможенного союза является обеспечение благоприятных
условий для привлечения инвестиций в экономику стран-участниц.
-
Когда потенциальные инвесторы будут решать - приходить или не приходить
к нам, то будут рассматривать не только казахстанский рынок
обособленно, а рынок всех трех стран. Создание ЕТС приводит к появлению
Единой таможенной территории с населением в 168 млн. человек - что само
по себе уже очень большой стимул для серьезных инвесторов.
Особый импульс, по мнению министра, получит отрасль сельского хозяйства и пищевая промышленность.
В-третьих,
для казахстанских экспортоориентированных предприятий открывается
дополнительный выход в страны Европы путем получения доступа к
российской транспортной инфраструктуре.
В-четвертых,
унификация действующих технических стандартов и требований, например,
ветеринарных, позволит казахстанской продукции выйти на рынки России и
Беларуси .
Например, рынки России для казахстанского мяса практически закрыты, что связано с несоответствием продукции, предъявляемым российскими службами требованиям, в частности, по качеству ее заготовки. Россия ежегодно импортирует мяса на сумму порядка 5,3 млрд долларов США.
В этой связи, уделяется особое
внимание созданию современных откормочных площадок и сети убойных
цехов, где будут соблюдаться все санитарные нормы стран-импортеров
мяса.
Таким образом, в среднесрочной перспективе для
казахстанских производителей появляется дополнительная возможность
расширения рынка сбыта своей продукции и повышается инвестиционная
привлекательность, что способствует развитию новых производств на
территории республики.
Особо министр отметила тарифную
политику внутри ЕТС, которую обеспечивает Комиссия таможенного союза
(КТС), созданная на основании международного договора между странами
участниками.
Единый таможенный тариф Таможенного союза
представляет собой свод единых импортных таможенных пошлин, применяемых
в отношении импорта из третьих стран. При этом, компетенция по
установлению экспортных пошлин сохраняется за Правительствами трех
стран.
- Из общего количества ставок импортных таможенных
пошлин Казахстана на момент начала формирования Единого таможенного
тарифа (ЕТТ) у Беларуси, Казахстана и России совпадало порядка 40%
(около 4 500 кодов) пошлин, которые были зафиксированы как Базовый
перечень ЕТТ. Однако еще в 2007 году ставки импортных пошлин трех стран
совпадали на 65%.
- Необходимо подчеркнуть, что некоторые
оценки касательно того, что более 90% товарной номенклатуры были
повышены и приведены к российскому уровню, неверны, - заявила министр
торговли.
- Повышение пошлин до российского уровня произошли
только по 47,7% товарной номенклатуры. В то же время по 45% товаров
были приняты казахстанские ставки. По 5% - ставки понизились.
По остальным 2,3% - изменился порядок расчета ставок (адвалорные ставки переведены в комбинированные или специфические и т.д.)
Необходимо отдельно остановиться на социально значимых товарах, таких как продукты питания, - сказала министр Айтжанова. - Если говорить о них, то здесь необходимо учитывать структуру импорта.
Так, основную
конкуренцию казахстанским производителям составляют товары, завозимые
из стран СНГ (порядка 80-90%), в том числе из Российской Федерации и
Беларусь, которые в соответствии с соглашениями о Зоне свободной
торговли таможенными пошлинами не облагаются.
Например:
- почти 90% завозимых кондитерских изделий поставляется беспошлинно из Украины (71,7%) и России (16,5 процента);
- более 92% импорта молочных изделий завозятся из стран СНГ, из них из России - 45%, Кыргызстана - 25%,
-
аналогичная ситуация складывается на рынке соков (75,9% завозится из
стран СНГ, в том числе 25% - из России, 22,4% - из Таджикистана),
- безалкогольных напитков (СНГ - 99,8%, Россия - 99,6%);
- пива (98,1% из СНГ, 98% из России) и др.
В целом по данным товарам изменений уровней пошлин не произошло, за исключением повышения пошлин с 10% до 15% по молоку и сливкам сгущенным, по которым доля импорта во внутреннем потреблении составляет 80%.
- Таким образом, повышение пошлины не повлияет на цену
продуктов питания, т.к. они в основном либо производятся на территории
Казахстана, либо ввозятся из стран СНГ, в отношении которых импортная
пошлина не действует, - заявила Жанар Айтжанова.
Более того,
со временем в связи с отсутствием тарифных и нетарифных барьеров и
сопутствующих им разного рода незаконных платежей, возможно и,
некоторое снижение цен, - пообещала министр.
Источник: Gazeta.kz