Законопроект разработан в целях реализации положений Концепции новой модели государственной службы, утвержденной Главой государства в июле 2011 года, и ряда его конкретных поручений.
Принятие данного Закона соответствует задачам, поставленным Лидером нации Н.А. Назарбаевым в его Программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».
Основными приоритетами законопроекта являются: усиление принципа меритократии при отборе и продвижении кадров; создание высшего управленческого корпуса «А»; совершенствование институтов и механизмов управления персоналом; повышение роли кадровых служб; усиление дисциплинарного и этического контроля.
В этих целях в законопроект включены нормы, предусматривающие: проведение тестирования как самостоятельного этапа отбора «без привязки» к конкурсам, что позволит значительно сократить временные затраты госорганов на проведение конкурсных процедур (с 40 - 45 дней до 15 - 20 дней); повышение ответственности за незаконные кадровые решения; введение системы оценки деятельности государственных служащих; введение институтов наставничества, стажировки, ротации и карьерного планирования; уточнение функций, полномочий и ответственности служб управления персоналом; создание интегрированной информационной системы управления персоналом «е-кызмет»; возможность создания единой службы управления персоналом района, города и области, а также единой конкурсной, аттестационной и дисциплинарной комиссии.
В целях минимизации так называемых «командных перемещений» и усиления защиты административных государственных служащих при смене руководителей госорганов законопроектом предусмотрено, что назначения по переводам между госорганами будут осуществляться только в случаях, определяемых Главой государства. В этих же целях предусмотрена норма, в соответствии с которой конкурсные комиссии рекомендуют в кадровый резерв только для данного госоргана.
Законопроектом предусматривается также создание управленческого корпуса «А» - административных государственных должностей управленческого уровня, для которых предусмотрены особый порядок отбора в кадровый резерв и конкурсного отбора, определяемый Президентом Республики Казахстан, а также специальные квалификационные требования.
Предполагается, что после принятия Закона будет создана Национальная комиссия по кадровой политике и региональные кадровые комиссии, которые будут формировать кадровый резерв корпуса «А». Таким образом, отбор и продвижение на должности корпуса «А» будет осуществляться транспарентно.
Впервые в Законе предусматривается отдельная глава о служебной этике, которая включает нормы Кодекса чести и антикоррупционного поведения государственных служащих.
Напомним, данный законопроект был внесен в Мажилис 30 октября текущего года. 7 ноября нижняя палата казахстанского парламента одобрила документ в первом чтении.