Деревянные избы, накрытые гонтом, повети и амбары, горбатый бревенчатый мостик через искусственный водоем… Такое впечатление, что здесь вот-вот начнутся съемки фильма о жизни белорусских крестьян конца 19-го века. Дома пока пустуют, но, заверяет могилевский предприниматель Сергей Хмельницкий, деревня вот-вот оживет. Недавно его проект «Этнографический центр народных промыслов и ремесел» включили в республиканскую инвестпрограмму.
Идея создать в Могилеве этнодеревню у Сергея возникла еще до того, как подобная появилась в Буйничах. Проект был утвержден, а для воплощения его в жизнь предприниматель получил около 2-х гектаров земли у Печерского лесопарка. «Но насколько сегодня актуальна такая деревня для Могилева, когда уже есть одна?» — интересуемся у Хмельницкого.
— У меня замысел другой: акцент сделан именно на аутентичности, — рассказывает Сергей. — Все 5 подворий вывезены из реально существующих деревень Быховского, Шкловского, Чаусского и Белыничского районов. Одному дому вообще уже 130 лет! Сохранилось фото деда, который эту избу рубил. Как-то из Голландии сюда приезжали его родственники, стояли, смотрели на дом и плакали.
Дом, в котором мы сидим за длинным сколоченным из досок столом, — из Шклова. В просторной хате — печка, двухуровневые полати, кухонная утварь… Никаких перегородок и лишней мебели.
— И вот на этих 40—50 квадратных метрах уживались 3 поколения. За печкой ютились дед с бабой, родители спали на полатях внизу, дети — сверху. И всем места хватало, — рассуждает Сергей. — А сегодня мы все делаем на бегу, живем нервно, быстро, а нужно быть добрее, терпимее. Так что при входе в деревню у нас так будет написано: «Входить только с хорошими мыслями».
Здесь ни один дом не похож на другой: одна изба — бревенчатая, другая отделана внутри дранкой и оштукатурена глиной. Дворы у наших предков тоже были разными. В этнодеревне, к примеру, есть веночный двор в виде колодца. Это для того, чтобы дом и хозпостройки были защищены от лесных зверей и ветра.
Подыскать ремесленников для этнодеревни предпринимателю помогли работники областного научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы. Многие мастера — из Могилева, печник — из Княжиц, а бондаря удалось отыскать только в Бобруйске. Ему уже 80 лет. С ремесленниками заключаются договора с условием: если посетитель пожелает своими руками что-то сделать, ремесленник обязан ему показать.
Кроме подворий в деревне будет маленькая часовня. Заработает корчма, в меню которой появится простая деревенская пища: бульба в мундире, соленые огурчики, капуста. Отведать все это можно будет в стилизованном под 19-й век зале, за грубыми деревянными столами…
— Вход в деревню будет бесплатным, — уточняет Хмельницкий.— Мы даже ее толком не огораживали — поставили обычный плетень. А за деньги можно только поесть в корчме, купить сувениры.
— А как же вложенные средства? Да и деревню надо на что-то содержать… — недоумеваю я.
— Ремесленники сами будут содержать свои дома: платить налог на землю, рассчитываться за электроэнергию, воду. У них ведь будет возможность продавать свои товары. Именно поэтому приглашаются только настоящие мастера… Я видел такие комплексы в Литве, Грузии, Западной Украине, они произвели на меня сильное впечатление. Жалею лишь об одном: спохватился слишком поздно, не успел поговорить со своими предками. Когда сын заканчивал школу, ему достались в наследство дедовские награды. Стали вместе вспоминать о прошлом, и я вдруг, к своему стыду, обнаружил, что и рассказать-то мне ему нечего — не знаю. Это сейчас мы считаем себя городскими, а ведь большинство из нас —выходцы из крестьян. И я решил создать в Могилеве уголок из прошлого.
Нелли Зигуля
Могилёвская Правда