Проект госпрограммы рассматривался сегодня на выездном заседании Президиума Совмина, которое прошло в БНТУ.
"Мы считаем, что на данном этапе увеличение ассигнований на 30% в год на
высшую школу в ближайшие 5 лет позволило бы перейти к новому типу
высшей школы - инновационной", - заявил Сергей Маскевич.
Министр отметил, что в Беларуси сформулированы достаточно амбициозные
задачи по развитию экономики. "Сегодня хорошо понятно, что необходимо
предпринимать самые серьезные шаги для развития интеллектуального
потенциала, в том числе в высшей школе", - сказал он. Особое внимание,
по мнению министра, необходимо уделить не только вопросу подготовки
молодых специалистов, но и созданию условий для проведения исследований в
вузах с ориентацией на прикладные направления. "При этом нужно делать
не просто, чтобы делать, а делать качественно, а для этого развитие
высшей школы нужно объявить приоритетом в стране", - считает он.
Подобные задачи сейчас решаются и в других странах, в том числе
Евросоюза. "Европа рассматривает движение вперед на базе науки. Мы
можем, сделав также это приоритетом, приблизиться к европейскому
уровню", - добавил руководитель Минобразования.
Проект новой программы предусматривает дальнейшее инновационное развитие
высшего образования для обеспечения кадрами наукоемких,
экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Продолжится
работа по открытию подготовки по новым перспективным и востребованным
специальностям, повышению престижа технического и естественно-научного
образования. Получит дальнейшее развитие система своевременной
корректировки объемов и структуры подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров с учетом приоритетных направлений развития отраслей
экономики.
В результате планируемой работы к 2015 году доля специалистов с высшим
инженерно-техническим образованием в выпуске из государственных
учреждений высшего образования достигнет 30%. При этом доля специалистов
с педагогическим образованием уменьшится до 14%, специалистов по
коммуникациям, праву, экономике и организации производства, экономике и
управлению - примерно до 30%. Данные показатели соответствуют структуре
профессионального образования развитых европейских государств.
Продолжится работа по формированию университетов как центров
научно-инновационной деятельности, созданию и развитию при учреждениях
высшего образования субъектов инновационной структуры (технопарков,
центров трансфера технологий, международного научно-технического
сотрудничества), насчитывающих в настоящее время 30 инновационных
подразделений, включая три технопарка. В целях интеграции науки,
образования и производства на высокотехнологичных предприятиях
планируется создание новых филиалов кафедр, а на базе учреждений высшего
образования - учебно-научно-производственных комплексов.
В результате к 2015 году планируется довести объемы экспорта
образовательных услуг до $61,66 млн., а за годы реализации госпрограммы -
до $186,68 млн. На бюджетной основе будет подготовлено свыше 147 тыс.
специалистов с высшим образованием и 8,9 тыс. магистров. По программе
планируется приобретение около 16 тыс. единиц оборудования и 18 тыс.
единиц компьютерной техники, строительство и реконструкция 43
учебно-лабораторных корпусов, возведение 20 студенческих общежитий более
чем на 14,5 тыс. мест.
20 апреля 2011, Минск
Ольга Белявская - БЕЛТА