На прибалтийском направлении продажи топлива увеличились на 50%. В целом по Беларуси реализация автомобильного топлива возросла на 13%, в том числе дизельного - на 22%.
Столь значительный рост на приграничных АЗС объясняется разницей стоимости топлива в Беларуси и соседних странах. Например, в Беларуси дизельное топливо, а это основной индикатор рынка, реализуется по цене Br2850 за 1 л, в то же время в Украине оно стоит на 20% дороже. В странах Балтии и Польше стоимость этого вида топлива выше на 80-90% и составляет около Br5400. "Поэтому понятно желание жителей соседних государств приехать в нашу республику, чтобы заправить свой автомобиль", - отметил Сергей Каморников.
Особенность сложившейся ситуации еще и в том, что белорусские потребители топлива сейчас фактически дотируются, так как цена на внутреннем рынке не позволят закрыть затраты на переработку нефти. Как известно, цена нефти по сравнению с прошлым годом поднялось в 1,5 раза, а топливо на внутреннем рынке стало дороже примерно на 17%. Таким образом, в связи с ростом потребления топлива в Беларуси отечественные переработчики фактически несут потери, так как меньше продукции остается для экспорта по более высоким ценам. "Получается, что мы в какой-то степени дотируем и жителей соседних государств. Они покупают у нас продукт европейского качества, который в их странах стоит в 2 раза дороже", - отметил Сергей Каморников.
Фирменная сеть автозаправочных станций РУП "Производственное объединение "Белоруснефть" насчитывает сейчас около 500 объектов. Фактически данное предприятие владеет 2/3 всех автозаправочных комплексов страны. Через эту сеть в Беларуси реализуется около 70% автомобильного топлива в розницу.
23 марта 2011, Гомель
Валерий Сидорчик - БЕЛТА