Еще два человека станут постояльцами «Витебского городского центра временного (ночного) пребывания для лиц без определенного места жительства» после прохождения медкомиссии. Всего же в Витебске зарегистрировано 86 бездомных. Некоторые из них приходили в центр, смотрели, но остаться жить не захотели - попросив еды, уходили.
Центр рассчитан на одновременное пребывание 36 человек. По словам директора этого учреждения Николая Спиридонова, в перспективе здесь смогут принимать и 50 человек. «Но у нас добровольный принцип, насильно сюда никого не загоняют», – пояснил он.
Здание разделено на два блока – мужской и женский. В ночлежке 11 вполне уютных спален, медпункт, комната для сотрудника милиции, который дежурит тут до 23 часов. В столовой столы накрыты яркими скатертями, стоит микроволновка. В холодильнике – колбаса, мед, конфеты. В шкафу – красивая посуда, чай, сахар, батон, сушки, хлеб. В актовом зале – государственный флаг в углу, малиновые кресла и большой телевизор. Говорят, здесь можно поиграть в шашки и шахматы. Сверкают чистотой душевые и туалеты.
У центра довольно много спонсоров. Кровати и парогенератор для обработки одежды предоставило международное благотворительное общественное объединение «София». Постельное белье купило Витебское отделение Белорусской железной дороги. Санитарно-гигиенические наборы с мылом и шампунем подарил Красный Крест. Продуктами помогают некоторые витебские предприятия, в частности, «Витебскхлебпром».
На открытии заведения были не только представители власти, но и религиозных организаций – кришнаиты, ксендз и православный священник. По словам Н.Спиридонова, центр будет сотрудничать с католической и православной церковью. Возможно, одно из помещений здесь отведут под молитвенную комнату.
Находиться в центре постояльцы могут с 18 часов вечера до 9 часов утра. Все услуги – ночлег, питание, санобработка, медпомощь – для них бесплатны. Также здесь можно получить помощь в трудоустройстве, восстановлении утраченных документов и связей с родственниками. Нетрудоспособным помогут определиться в дома-интернаты. Проживать в этом учреждении бездомным разрешается в течение двух месяцев, в исключительных случаях срок проживания может быть продлен до года.
Но… Пусто в уютной ночлежке. Из двух здешних постояльцев корреспонденты «ННВ» застали одного – 59-летнего Владимира Филипповича Беленкова. Он бывший чернобылец, но удостоверение утерял. Сейчас Владимир ждет пенсии, до которой ему осталось три месяца. Сразу мужчина не хотел вступать с нами в беседу («Я уже и так сто интервью дал на открытии центра»), а потом разговорился:
– Дождусь пенсии, оформлюсь в дом престарелых. Работать я не могу – ноги больные, здоровья нет. Пока буду здесь. Тут мне хорошо – чистая постель, дают сухой паек: вермишель, чай, сахар, хлеб. С голоду не сдохнешь, а что еще надо? А там, в городе, по три дня не едят, – сказал он.
На вопрос, заполнят ли его «коллеги по несчастью» этот дом, Владимир неопределенно махнул рукой: «Я же не ясновидящий. Может, и придут. Только перезимуют, а летом все равно разбегутся. Как будут работать, так будут и кормить. Будут кормить и высчитывать. Давно же известно: кто не работает – тот не ест. А когда это бомж работал?»
Это проливает свет на вопрос, почему же бомжам милее подворотни и люки, чем комфортабельная ночлежка, на которую потрачен 1 миллиард 270 тысяч рублей из госбюджета.
Яна Ільіна, 04 снежня 2010
Народные
новости Витебска