Андрей Картун подчеркнул, что цифровой суверенитет и переход на отечественное программное обеспечение - базовый приоритет страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
"Мы для себя этот приоритет определили в программных документах. Это главный фактор конкурентоспособности экономики и вопрос национальной безопасности. Банкам хорошо известны те последствия, которые могут возникнуть в результате использования того или иного ПО. Мы увидели в 2022 году, как практически в ручном режиме приходилось находить вместе с регуляторами и с помощью правительства какие-то индивидуальные решения.
Поэтому, конечно, для нас архиважно перейти на отечественное ПО. Речь идет не только о каких-то прикладных вещах, но и о системном ПО. Стоит задача максимального вовлечения отечественных ИТ-ресурсов в процесс цифровой трансформации. На базе Минсвязи развернута работа. Государственные банки также объединились и уже делают определённые пробные шаги. В ближайшее время появится ряд стимулирующих мер по разработке и приобретению отечественного ПО, начиная от льготного финансирования с помощью фондов и заканчивая какими-то другими преференциями. Ну и, кроме того, мы административно будем подталкивать этот процесс", - рассказал он.
"Мы для себя этот приоритет определили в программных документах. Это главный фактор конкурентоспособности экономики и вопрос национальной безопасности. Банкам хорошо известны те последствия, которые могут возникнуть в результате использования того или иного ПО. Мы увидели в 2022 году, как практически в ручном режиме приходилось находить вместе с регуляторами и с помощью правительства какие-то индивидуальные решения.
Поэтому, конечно, для нас архиважно перейти на отечественное ПО. Речь идет не только о каких-то прикладных вещах, но и о системном ПО. Стоит задача максимального вовлечения отечественных ИТ-ресурсов в процесс цифровой трансформации. На базе Минсвязи развернута работа. Государственные банки также объединились и уже делают определённые пробные шаги. В ближайшее время появится ряд стимулирующих мер по разработке и приобретению отечественного ПО, начиная от льготного финансирования с помощью фондов и заканчивая какими-то другими преференциями. Ну и, кроме того, мы административно будем подталкивать этот процесс", - рассказал он.
Отдельный банк или ИТ-компания не смогут ускорить этот процесс, отметил он. "И выход мы видим в том, чтобы банки всё-таки объединились, определили для себя единые болевые точки. И ИТ-сектор также, на наш взгляд, мог бы объединиться в разработке каких-то системных решений и системного ПО для банковского сектора. И в последующем мы увидим синергетический эффект. Реальный сектор точно так же столкнулся с рисками, связанными с использованием импортного ПО. Предложив рынку системные или прикладные решения отечественного производства, мы сможем масштабировать этот эффект на реальный сектор. Так что здесь очевидна материальная выгода не только банковского сектора", - сделал акцент первый замминистра.
Он остановился и на таком аспекте, как цифровизация административных процедур и в целом банковских услуг. "Мы здесь, конечно, сделали очень существенные шаги вперед. Тем не менее банки могли бы активнее работать и взаимодействовать с экономическими агентами. Это также один из государственных приоритетов. Все чаще от общества звучит запрос по минимизации прямого контакта государства и конкретного человека, желание не посещать банковские отделения или какие-то инстанции, максимально быстро и комфортно решать свои вопросы. Это подсказка банковскому сектору, куда дальше двигаться. Банки могли бы существенно упростить и удешевить взаимодействие всех систем и органов госуправления с банковской системой, упростить жизнь граждан", - обратил внимание Андрей Картун.
Он подчеркнул, что цифровые инновации в банковском секторе необходимо внедрять быстрыми темпами, чтобы идти в ногу со временем. "Сегодня большинство банков предлагает удобные мобильные приложения для управления счетами и переводами. Дали возможность открывать банковские счета онлайн без необходимости посещать отделение. Отрадно, что не проиграли рынок QR-платежей и мгновенных платежей финтехкомпаниям. Активно используются чат-боты для круглосуточной консультации, внедрены электронные кошельки и сервисы, в том числе для торговли криптовалютами, и даже инструменты и приложения для управления бюджетом и финансовыми целями", - отметил первый замминистра.
Основным трендом в мире является внедрение искусственного интеллекта в банковскую сферу. "Наши банки не исключение. Они используют искусственный интеллект, чтобы остановить кибератаки и финансовых мошенников. ИИ анализирует проводимые операции, отслеживает нестандартное поведение и нетипичные отклонения в действиях пользователей для оперативного распознавания подозрительных транзакций. В некоторых банках искусственный интеллект следит даже за безопасностью вокруг банкоматов. Уже появились не только чат-боты, а индивидуальные помощники, которые не просто по шаблонному принципу отвечают, а анализируют информацию, чтобы лучше удовлетворить запросы клиента. Сегодня ИИ также участвует в разработке продуктов банка. Однако только некоторые банки предлагают BNPL, так называемую рассрочку по-зумерски, хотя это существенный потенциал для роста торговли", - обозначил Андрей Картун.
Он перечислил также такие мировые тенденции, как необанки (цифровые банки), криптовалютные сервисы, децентрализованные финансовые активы, смарт-контракты, биометрия, индивидуальные финансовые платформы, API-экосистемы.
"Здесь мы видим колоссальный потенциал. Полагаю, что в стратегических планах наших банков такие направления или уже есть, или должны появиться", - заключил первый замминистра.
21 октября 2024, Минск
БЕЛТА
"Здесь мы видим колоссальный потенциал. Полагаю, что в стратегических планах наших банков такие направления или уже есть, или должны появиться", - заключил первый замминистра.
21 октября 2024, Минск
БЕЛТА