Маркировку продукции СМИ и печатных изданий, произведенных в Беларуси, обязаны осуществлять юридические лица, на которые возложены функции редакции средств массовой информации, и издатели печатных изданий. Для распространения на территории страны продукции иностранных печатных СМИ, а также печатных изданий, выпущенных за пределами республики, не имеющих знака возрастной категории, распространители такой продукции вправе самостоятельно присвоить ей такой знак.
При этом законами определены виды продукции и изданий, распространение которых допускается без присвоения знака возрастной категории. Не подлежат маркировке печатные СМИ и печатные издания, выпущенные в свет до вступления в силу закона (1 июля 2017 года).
Согласно законодательству, информационной продукции присваиваются такие знаки возрастной категории, как "0+" - без возрастных ограничений (универсальная); "6+" - предназначена для лиц, достигших 6 лет; "12+" - предназначена для лиц, достигших 12 лет; "16+" - предназначена для лиц, достигших 16 лет; "18+" - предназначена для лиц, достигших 18 лет.
Порядок присвоения информационной продукции знака возрастной категории зависит от ее вида. Например, для информационных ресурсов, размещенных в интернете, законодательством предусмотрен добровольный порядок их маркировки. Если владельцем информационного ресурса будет принято решение промаркировать свой сайт, то знак возрастной категории должен быть размещен на главной странице или в ином удобном для обозрения месте сайта, быть отчетливо различимым и ясно видимым. При этом он должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационного сообщения и (или) материала, распространяемого на данном информационном ресурсе.
Что касается технических ограничений доступа детей к сайтам, содержащим информацию, которая может причинить вред их здоровью и развитию, то такие ограничения в виде административных, организационных мер, программно-аппаратных и программных средств, позволяющих не допускать распространения среди детей такой информации, обязаны применять собственники компьютерных клубов, интернет-кафе, иных мест, в которых обеспечивается коллективный доступ пользователей к интернету, учреждения образования.
Кроме того, обеспечить защиту детей от информации могут и родители (опекуны, попечители), заключив с поставщиками интернет-услуг договоры на оказание услуг по ограничению доступа к информации во Всемирной сети либо путем применения организационных мер, программно-аппаратных и программных средств.
Законы о СМИ и об издательском деле дополнены нормами, предусматривающими ответственность за несоблюдение требований по маркировке продукции.
Для координации деятельности по защите детей от вредной информации одновременно со вступлением в силу новаций начнет свою работу и общественно-консультативный совет под руководством министра информации Лилии Ананич.
1 июля 2017
БЕЛТА