"Основная идея предлагаемого законопроекта - исключение такого вида наказания для военнослужащих срочной военной службы, как направление в дисциплинарную воинскую часть", - пояснил депутат, добавив, что существование дисциплинарных батальонов считается анахронизмом, их нет нигде в мире. По его мнению, наличие такого батальона не соответствует новой структуре армии с учетом перехода на контрактную основу и службу в резерве, а его содержание связано с неоправданно большими финансовыми расходами.
Игнатий Мисурагин подчеркнул, что за последние годы ситуация в Вооруженных Силах Беларуси коренным образом изменилась. Например, многие должности солдат и сержантов, на которые раньше набирали призывников, теперь комплектуют из военнослужащих-контрактников. В армию больше не призывают лиц, ранее совершивших преступления. "Благодаря этим мерам удалось пресечь распространение преступных традиций в армейской среде, повысить привлекательность и престижность военной службы, призвать на военную службу лучших представителей молодежи", - констатировал депутат.
В подтверждение своих слов он привел данные о количестве осужденных военнослужащих в последние годы. Если в 1995 году наказание в дисбате отбывали 353 человек, то к 2005 году их было 73, а после амнистии в связи с 65-летием Победы в 2010 году осталось только 6.
Вместе с тем общие затраты на содержание 8-го отдельного дисциплинарного батальона, в котором работают более 160 человек, обходится в сумму более Br1,8 млрд. в год (в среднем Br44,2 млн. на одного осужденного). Хотя, в принципе, содержание дисбата не входит в компетенцию Вооруженных Сил, они не должны заниматься исполнением уголовного наказания.
Поэтому депутаты предлагают внести поправки в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительные кодексы в части, касающейся ответственности за воинские преступления. В частности, они инициируют упразднение дисбата и замену его в необходимых случаях арестом.
Парламентарии также настаивают на пересмотре ч.1 ст.443 УК (нарушение уставных правил взаимоотношений). В действующей редакции УК уголовная ответственность и наказание предусмотрены за причинение любого насилия, не связанного с тяжестью телесных повреждений, количеством ударов, с видами насилия (физическое или психологическое), мотивами. "Нанесение пощечины, толчков, единичных ударов одним военнослужащим другому, не повлекших никаких последствий, образуют состав преступления, за совершение которого виновный может быть лишен свободы сроком до четырех лет", - проинформировал депутат, подчеркнув, что не согласен с таким положение дел.
По его словам, уровень преступности в Вооруженных Силах ежегодно снижается на 10-12%. Число преступлений, предусмотренных ч.1 ст.443, за период с 2001 по 2009 год уменьшилось в 2,7 раза (со 138 до 52). Более того, почти половина из них связаны с причинением только побоев и иного насилия, без каких-либо телесных повреждений.
В связи с этим депутаты предлагают уменьшить предельное наказание по ч.1 ст.443 с четырех до двух лет лишения свободы.
Во многих случаях, по мнению парламентариев, за воинские преступления, которые не представляют большой общественной опасности или квалифицируются как менее тяжкие, следует назначать штраф или исправительные работы.
Законопроект, предполагающий перечисленные поправки, обсудили сегодня в Палате представителей участники рабочей группы, в которую входили депутаты, представители Минобороны, Госпогранкомитета, Белорусского военного суда и Белорусской военной прокуратуры. По итогам заседания принято решение доработать отдельные положения законопроекта и внести его на рассмотрение в Палату представителей.
25 марта 2011, Минск
Екатерина Нечаева - БЕЛТА