В документе отмечается, что в целях диверсификации поставок нефти в
Беларусь в марте 2010 года подписан контракт, предусматривающий
поставку 4 млн. тонн венесуэльской нефти в год с последующим
увеличением ежегодной поставки до 10 млн. тонн. Кроме того,
"проработана возможность поставки нефти из Азербайджана, Венесуэлы и
стран Персидского региона через балтийские и черноморские порты".
Беларусь
просчитала экономическую эффективность организации поставки нефти из
указанных источников. При оценке, в частности, учитывалась
ориентировочная стоимость фрахта нефти до порта, возможности портов по
перевалке нефти из танкеров в железнодорожные цистерны для дальнейшей
транспортировки на белорусские НПЗ, стоимость железнодорожной
транспортировки нефти, а также возможность использования
трубопроводного транспорта.
В результате был сделан вывод, что
"организация приема нефти с морского транспорта экономически
целесообразна в портах Одесса и Южный (Украина), Вентспилс (Латвия),
Клайпеда (Литва), Таллинн (Эстония)".
В стратегии отмечается,
что в настоящее время нефть поставляется в ОАО "Мозырский НПЗ" через
порт Одесса, который имеет техническую возможность перевалки до 240
тыс. тонн нефти в месяц с морского транспорта в железнодорожные
цистерны.
Что касается порта Южный, то он является конечной
точкой нефтепровода Одесса — Броды, который в настоящее время работает
в реверсном режиме, прокачивая российскую нефть сорта "Юралс".
"Перспективное
направление использования данного порта — перевалка нефти с моря на
берег и поставка нефти в Республику Беларусь по трубопроводу Одесса —
Броды в аверсном (прямом) режиме", — подчеркивается в документе.
При
поставке нефти через порт Вентспилс имеется потенциальная возможность
ее дальнейшей транспортировки в Беларусь железнодорожным и
трубопроводным транспортом. В стратегии отмечается, что "для
организации таких поставок требуется оборудование наливных эстакад
терминала системой рекуперации паров".
Как отмечается в
документе, для осуществления доставки нефти через данный порт
трубопроводным транспортом "стратегически важно обеспечить реверсное
использование нефтепровода Полоцк — Вентспилс. В этих целях предстоит
осуществить строительство насосной станции в районе терминала, а также
дополнительную модернизацию коммуникаций".
Что касается
организации поставки нефти через порт Клайпеда, то в этих целях
планируется модернизировать терминал. "Литовская сторона заинтересована
в организации транспортировки нефти через порт Клайпеда при условии
долгосрочных гарантий по загрузке перевалочных мощностей терминала
сроком на пять лет", — подчеркивается в стратегии.
Беларусь планирует добыть в Иране более 9 млн тонн нефти
Беларусь
планирует за 10 лет добыть в Иране более 9 млн. тонн нефти. Об этом
говорится в "Стратегии развития энергетического потенциала республики",
которая утверждена постановлением Совета министров № 1180 и рассчитана
на период до конца 2020 года. Текст документа опубликован на
Национальном правовом портале.
Напомним, что в Иране создано
совместное белорусско-иранское предприятие, которое участвует в проекте
разработки месторождения Джофейр. Как говорится в тексте стратегии,
"максимальный объем нефти, планируемый к добыче белорусско-иранским
совместным предприятием к четвертому году разработки месторождения,
составит около 1,3 млн. тонн в год. Период стабильной добычи нефти — 10
лет. За 10 лет накопленная добыча нефти составит 9,3 млн. тонн".
В
настоящий момент "в соответствии с генеральным планом разработки
месторождения проводится подготовка месторождения к вводу в
промышленное освоение (пробурены четыре скважины, создается
инфраструктура)", отмечается в документе.
Также белорусская
сторона в партнерстве с Венесуэлой подготовила бизнес-план разработки
месторождений и совместной добычи нефти на блоке Хунин-1 в бассейне
реки Ориноко. В соответствии с оптимистическим вариантом плана
разработки добычу нефти планируется начать в 2013 году с объемом 2,9
млн. тонн в год в течение двух лет.
Ожидается, что затем
среднегодовая добыча увеличится до 5,8 млн. тонн в год, а после
строительства сооружений инфраструктуры достигнет оптимальной — около
11,6 млн. тонн в год. По пессимистическому варианту разработки
месторождения объем добычи нефти достигнет максимума в 7,5 млн. тонн в
год к 2020 году и продлится до 2027 года.
В документе
отмечается, что объем добычи нефти совместным предприятием "Петролера
БелоВенесолана" за период с 2008 года по июнь 2010 года уже превысил
1,7 млн. тонн.
В целях развития этого совместного предприятия и
наращивания объемов добычи нефти в 2009 году к нему дополнительно
присоединены нефтяные активы Остра и Оритупано Норте в сухопутной части
Венесуэлы и Лагунилас блок-2 на шельфе озера Маракаибо.
В 2010
году в состав активов совместного предприятия по добыче нефти включены
шесть газовых месторождений, на которых планируется попутная добыча
нефти.
В соответствии со стратегией, в 2015 году плановая добыча
нефти совместным предприятием составит около 0,95 млн. тонн.
Среднесуточную добычу газа планируется нарастить с 1,26 млн. куб.
метров в 2009 году до 6,26 млн. куб. метров в 2016 году.
Источник: tut.by