Историк Владимир Снопковский: Итоги Второй мировой войны для Беларуси парадоксальны — мы не можем себя полностью считать победителями
10 декабря газета "Новы час" и Польский институт в Беларуси провели круглый стол с участием белорусских и польских историков, посвященный событиям Второй мировой войны. Ученые обсудили проблему сентября 1939 года в общеевропейском контексте, а также взаимодействие поляков и белорусов во время гитлеровской оккупации.
Участники круглого стола отметили, что если до 1943 года отношения между белорусским и польским сопротивлением носили союзнический характер, то после 1943 года с подачи Москвы ситуация изменилась, хотя отдельные белорусские и польские отделы поддерживали сотрудничество до конца войны. Историки отметили, что на протяжении войны отношения между белорусским и польским населением были достаточно дружелюбные даже во время оккупации.
Профессор Белорусского государственного университета Владимир Снопковский отметил во время встречи: "Польский вопрос занимал важное место в военной дипломатии. Чтобы его решить, болела голова у руководителей антигитлеровской коалиции. А вот были ли украинский и белорусский вопросы международными проблемами — не было таких вопросов. В разработках аналитиков Армии Краевой, если речь идет о "крэсах всходних", понятно, на первом месте был украинский вопрос, как более весомый и важный. Белорусский — шел в этом контексте, а иногда для этих экспертов вообще не существовал".
"Когда в годы Второй мировой войны решался польский вопрос, это делалось без участия Польши. И Тегеран, и Ялту польские исследователи и миграционное правительство называли четвертым переделом Польши, — подчеркнул профессор Снопковский. — Ну, а с точки зрения Беларуси, ее интересы на международной арене вообще защищало советское правительство, федеративное государство, у которого были свои интересы — великодержавные, имперские. Так что, если Ялта — это четвертый передел Польши, то договор 16 августа 1945 года о советско-польской границе мы, белорусы, считаем восьмым переделом Беларуси, ведя отсчет от Брестского мира 1918 года. Когда Польшу делили великие державы, она страдала, но когда была возможность у Польши — она делила Беларусь, и тут уже Беларусь страдала. Кто представлял интересы Беларуси — Сталин. Во время сложных переговоров с Польшей часть Беловежской пущи отдали, и "линию Керзона" на восток передвинули. Так что итоги войны для Беларуси парадоксальны — мы не можем себя полностью считать победителями".
Участники заседания отметили необходимость совместного написания работ по упомянутой проблематике.