Рамазан Абдулатипов пытается наладить систему управления местными руководителями, говорят политологи
Служебную машину полицейских, выехавших по сообщению о краже, обстреляли неизвестные лица. В районе был введен план перехват, но он не дал результата, сообщил на совещании у Абдулатипова глава министерства внутренних дел республики Абдурашид Магомедов.
По словам Абдулатипова, многие из тех, кого он называл бандитами, не понимают, что в Дагестане сменилась власть.
"Многие из власти и эти бандиты до сих пор не разорвали связи между собой. Они обслуживали друг друга годами, заказывали друг другу. Поэтому малейшее сотрудничество с бандитами должно караться жесточайшим образом", - цитирует Абдулатипова его пресс-служба.
Абдулатипов также поручил местным управлениям ФСБ и МВД начать проверку в отношении граждан, которые сотрудничают с боевиками или сочувствуют им.
В середине июня от должности был отстранен влиятельный мэр Махачкалы Саид Амиров, которого обвиняют в организации убийства и подозревают в причастности к преступной группировке. Сам Амиров заявляет о своей невиновности. Дело против него заставило экспертов говорить о попытках "зачистить" политическую арену Дагестана напрямую из Москвы.
Борьба с кланами
Врио главы республики, назначенный на этот пост в январе, с самого начала пообещал бороться с преступными кланами. В интервью Владимиру Познеру Абдулатипов ранее заявил, что его администрации предстоит огромная работа по очистке и обновлению Дагестана.
"Рамазан Абдулатипов сейчас пытается наладить контроль над основными кланами и местными начальниками в республике Дагестан и поэтому действует гипержестко, на что у него есть определенный карт-бланш, данный федеральными властями", - отмечает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
По мнению Мухина, Абдулатипов со временем сможет контролировать финансовые потоки и политические связи в Дагестане, поскольку "ситуация с Амировым показала, что дагестанские кланы - не такие уж непобедимые".
Саид Амиров, находящийся в настоящее время под арестом, возглавлял Махачкалу на протяжении 15 лет и считался одной из самых могущественных фигур в республике. Обвинения в его адрес в коррупции, связях с боевиками и организации преступлений не раз появлялись в прессе, но не становились поводом для разбирательств.
В свою очередь заведующий отделом сектора Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев считает, что обещание увольнять чиновников из-за их предполагаемых связей с ОПГ лишь поддержит нескончаемую цепь актов насилия и последующей смены руководства в Дагестане.
"Действительно, в некоторых районах действуют банды - вне зависимости от руководителей и неподконтрольные руководителям, но активность этих банд открывает возможность их снять и заменить другими, назначенцами нового главы Дагестана", - отмечает Кисриев.
"Можно поступать и по-другому, можно конкурентам нынешнего главы района, города, села спровоцировать на его территории ту или иную террористическую вылазку, проплатив просто ее, вызвав снятие руководителя", - добавил политолог.
Дружинники по зову сердца
Последние инциденты в Дагестане
*Журналист дагестанской газеты "Новое дело" Ахмеднаби Ахмеднабиев был убит 9 июля в поселке Семендер в пригороде Махачкалы. Ранее на его жизнь покушались дважды.
*Автомобиль советника постоянного представителя Дагестана при президенте России обстреляли в Левашинском районе 30 июня. Ехавший с ним в машине инспектор управления Россельхознадзора Дагестана Махач Омаров был ранен в голову.
*Офицер пограничного управления ФСБ России по Дагестану был тяжело ранен 28 июля, когда под днищем его автомобиля Lexus сработало взывное устройство.
*Нападение на дом имама Магомеда Абдуллаева было совершено в ночь на 23 июня в Унцукульском районе. Ранения получили его жена и ребенок. По версии следствия, Абдуллаева намеревались убить.
*Сотрудника управления ФСБ России по Дагестану, прапорщика Раджаба Казамбиева убили 17 июня в его собственном доме в дагестанском селении Бабаюрт.
В последние месяцы из Дагестана регулярно поступают сообщения о нападениях на чиновников, сотрудников правоохранительных органов, а также судей, адвокатов и журналистов.
На взрывы и убийства чиновников и полицейских силовые структуры отвечают контртеррористическими операциями, после чего рапортуют об успешной ликвидации очередной бандитской группировки. После очередного убийства цикл повторяется.
В эмоциональной речи в воскресенье врио главы Дагестана говорил о необходимости подключить общество к борьбе с преступными группировками, в частности дружинников.
"Нужно, чтобы люди после таких случаев автоматически выходили и помогали полиции, органам правопорядка. Вопросы безопасности республики, наших граждан настолько серьезны, что их нельзя перекладывать только на плечи сотрудников правоохранительных органов", - сказал Абдулатипов.
По мнению Энвера Кисриева, власти в данном случае не понимают, что добровольческие группы не обязательно будут действовать на стороне власти.
"Вообще представление начальства о том, что есть некий хороший добрый и народ и какие-то ужасные террористы и народ от них страдает, что народ хотел бы от них избавиться на пользу нашим высоким руководителям - это глупость, - говорит эксперт. - Это насилие, этот бандитизм, - это не неизбежный криминальный сегмент, как в любом обществе. Это сопротивление чуждой, коррумпированной власти".
"Воображать, что народ начнет бегать по лесам и уничтожать террористов - это большая ошибка. Народ просто начнет таким образом решать свои человеческие проблемы", - считает политолог.
Служба ВВС, 15 июля 2013