Внимание мировой общественности было приковано сразу после того, как в ночь на 29-е марта лидер КНДР Ким Чен Ын подписал приказ о приведении ракетных войск в готовность к нанесению удара по американским военным базам в Южной Корее и в Тихом океане.
Подписание соответствующего распоряжения состоялось на экстренном оперативном совещании, в котором приняли участие представители военного руководства страны. Ким Чен Ын выразил уверенность, что в текущих условиях «настало время свести счеты с американскими империалистами», и заявил, что базы противника «одним ударом будут превращены в пепел». Власти страны утверждали, что, помимо Гуама и Гавайских островов, атака может быть проведена и на материковую часть Соединенных Штатов.
Действия Северной Кореи были предприняты через несколько часов после того, как США в ходе совместных учений с Южной Кореей задействовали стратегические бомбардировщики B-2, способные в том числе доставлять ядерное оружие. В действительности о приведении артиллерийских и ракетных войск КНДР в состояние повышенной готовности было объявлено 26-го марта, причем целями возможных ударов Пхеньян назвал и американские военные базы на Гавайях и Гуаме, и континентальную часть США. Затем в ночь на пятницу 29-го марта был дан приказ, согласно которому ракетные войска должны быть приведены в готовность к нанесению удара по базам США в Южной Корее и на Тихом океане.
Отношения КНДР с США и Южной Кореей резко ухудшились после того как в феврале Пхеньян провел ядерные испытания, ответом на которые стали новые жесткие санкции со стороны международного сообщества. Северная Корея, в свою очередь, вышла из соглашения о перемирии с Южной, которое действовало в течение 60-ти лет, а также предупредила ООН, что полуостров находится «на грани ядерной войны».
По своему военному потенциалу Южная Корея и ее союзник – США обладают таким военным превосходством, что в случае вооруженного конфликта у Пхеньяна нет шансов на победу, хотя северокорейская армия может нанести своему южному противнику ощутимый урон. По мнению аналитиков, в данном случае пострадает столица Южной Кореи, которая находится в 50 километрах к югу от демилитаризованной зоны. Именно Сеул в полной мере ощутит на себе мощь северокорейских орудий и ракетных установок.
Принимая во внимание этот и другие факторы, Сеул уже отправил в районы своего восточного и западного побережья два эсминца, оснащенных современными радарными системами для контроля над возможным пуском северокорейской ракеты. Кроме этого, Южная Корея заявила о подготовке плана «активного сдерживания», разрешающего ее вооруженным силам наносить упреждающие удары по КНДР при выявлении признаков неминуемой ракетно-ядерной угрозы. Южнокорейский президент Пак Кын Хе заверила, что ее страна жестко и быстро ответит на любую провокацию со стороны Северной Кореи.
В свою очередь Вашингтон, учитывая угрозы Пхеньяна по нанесению ударов по американским военным базам в регионе, объявил об отправке в район Корейского полуострова двух эсминцев, оснащенных американской корабельной многофункциональной боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Иджис» с радарами SPY-1, способными обнаруживать сотни целей на расстоянии до 1 тыс. км.
Также Пентагон принял решение усилить систему ПРО, разместив дополнительное количество ракет-перехватчиков на Аляске. В планах значится переброска на американский остров Гуам в Тихом океане противоракетного комплекса «Таад» (THAAD) для высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности. Пентагон планирует развернуть этот противоракетный комплекс на Гуаме в течение ближайших недель.
Китай также не хочет быть сторонним наблюдателем за событиями на Корейском полуострове. Как стало известно, Народно-освободительная армия Китая (НОАК) приняла решение направить военную технику к приграничным с Северной Кореей территориям. Обращает на себя внимание то, что стягивание китайских войск к границам КНДР началось в середине марта и продолжается до сих пор. Так, китайские танки появились в провинции Хэйлунцзян и приграничном городе Шэньян. Расквартированная в Бэньси (Ляонин) 190-я мотопехотная бригада также была переведена ближе к границе с КНДР.
Однако создание напряженности в регионе является опробированным методом, при помощи которого Пхеньян пытается получить уступки по многим вопросам, в том числе и в торгово-экономической сфере. Сложившаяся ситуация показывает, что Пхеньян зашел дальше обычного. Кроме этого, нужно учитывать, что обострение происходит при новом руководителе страны – 30-летнем Ким Чен Ыне, который таким образом пытается заявить о себе международному сообществу.
Вместе с тем существует мнение, что дело до активных боевых действий так и не дойдет, так как Пхеньян понимает, что силы не равны и с началом войны КНДР ждет поражение. Осознавая численное и военно-техническое превосходство армии Южной Кореи и группировки войск США в регионе, Пхеньян может пойти на применение ядерного оружия, что само по себе становится чрезвычайным событием не только в рамках региона, но и в масштабах всего мира.
В этом плане вполне обоснованным и своевременным выглядит вчерашний призыв Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна к Северной Корее воздержаться от воинственной риторики и ядерных угроз, а также выполнять резолюции Совета Безопасности всемирной организации.
«Я неоднократно предупреждал, что ядерная угроза – это не игрушки», – заявил Пан Ги Мун на пресс-конференции в Монако. Глава всемирной организации выразил обеспокоенность ростом напряженности на Корейском полуострове, «основной причиной которой стала провокационная риторика, исходящая от КНДР».
Пан Ги Мун отметил: «Я думаю, что все заинтересованные стороны, в том числе участники шестисторонних переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова, могут сыграть очень важную роль в том, чтобы успокоить ситуацию».
Андрей Королев
liter.kz, 6 апреля 2013