За неделю до Пасхи, в последнее воскресенье Великого поста, верующие христиане празднуют торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим накануне своих крестных страданий. В этот день более двух тысяч лет тому назад пришедшие на праздник Пасхи иудеи встретили Иисуса как мессию, пророка и великого чудотворца, потому что незадолго до этого он воскресил мертвого Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, устилали дорогу своими одеждами и пальмовыми ветвями, восклицая "Осанна, сыну Давидову!". Ветви палестинской пальмы теперь заменила верба, отсюда и название - Вербное воскресенье.
Из находившихся тогда на улицах Иерусалима только один Христос знал, в чем на самом деле состоит его миссия: что вместо земного царства он приносит человеку царство небесное, вместо избавления от земного рабства он освобождает человека от рабства гораздо худшего - от рабства греха. Он один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к казни на кресте.
Пост в этот день ослабляется - как и на Благовещение, на трапезе разрешается рыба. В храмах в этот день совершается освящение верб - молящиеся стоят на службе с веточками верб в руках, как бы вновь встречая Господа. Перед началом службы традиционно проводится шествие вокруг храма или в самом храме. Участники хода держат в руках ветви (в южных странах - пальмовые, в северных - вербные или другие) и зажженные свечи. Во время шествия поются праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. Процессия символически представляет собой людей, вышедших навстречу Спасителю во время Входа Господня в Иерусалим.
Освященные ветки вербы принято хранить весь год как источник целебной силы. По народному поверью, вербе приписывалась магическая сила влиять на орошение полей и лугов. Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и энергией людей и скот, предохранять их от заболеваний и нечистой силы. Вербе приписывалась также сила охранять дома от пожаров, нивы - от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады.
24 марта 2013, Минск
Анна Громыко - БЕЛТА