В 1941 году он был принят в Центральную музыкальную школу, но в связи с началом Великой Отечественной войны семья была эвакуирована в Куйбышев. В 1944 году в Москве открылось хоровое училище, куда в качестве воспитанника был зачислен и Родион Щедрин. В 1947 году на конкурсе композиторских работ среди учеников жюри, возглавляемое Арамом Хачатуряном, присудило Щедрину первую премию, а уже на четвертом курсе он был принят в Союз композиторов. После окончания училища в 1950 году он поступил в Московскую консерваторию, а затем продолжил обучение в аспирантуре.
Родион Щедрин очень рано завоевал известность и популярность. К началу 1960-х годов он уже имел в своем творческом активе балет "Конек-Горбунок", оперу "Не только любовь", фортепианные сочинения, хоры, Первую симфонию, а также произведения, музыкальную основу которых составил фольклорный материал - русские частушки, в том числе концерт "Озорные частушки".
В последующие годы Щедрин создал Вторую симфонию, ораторию "Ленин в сердце народном", Второй фортепианный концерт, который стал классикой, изучаемой в истории музыки, и самое исполняемое свое сочинение - балет "Кармен-сюита". Щедрин написал такие известные балеты, как "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой", оперу "Мертвые души", создал прекрасные хоровые и фортепьянные сочинения, а также такие грандиозные произведения, как "Музыкальное приношение", "Эхо-соната", "Запечатленный ангел". Параллельно с написанием произведений он выступал как пианист, а также преподавал в Московской консерватории.
С конца 1980-х годов Щедрин стал получать все больше творческих предложений из-за границы, отвечая на них созданием сочинений на любимую русскую тематику. В Японии был поставлен его мюзикл "Нина и 12 месяцев" и исполнены "Хороводы", к 100-летию Чикагского симфонического оркестра написана "Старинная музыка российских провинциальных цирков", сочинены камерные пьесы для Финляндии и Парижа.
Укрепляя связи с западными издательствами и исполнителями, Родин Щедрин продолжал много сочинять. В 1990-е годы он написал оперу "Лолита", несколько значительных концертов, посвященных Мстиславу Ростроповичу, Максиму Венгерову, Юрию Башмету. В новом тысячелетии состоялись мировые премьеры его новых работ, в числе которых - Третья симфония, "Диалоги с Шостаковичем", оперы "Очарованный странник", "Боярыня Морозова", "Старинные мелодии русских народных песен" и другие.
За свою творческую жизнь Щедрин написал огромное количество музыкальных произведений в самых разных жанрах. Он автор оперной, балетной, симфонической музыки, хоровых, камерных, фортепианных сочинений, а также музыки к фильмам. Родион Константинович известен и как активный общественный деятель. В 1973-1990 годах он возглавлял Союз композиторов России, участвовал в реабилитации на родине высланных из страны Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, в 1989 году избирался в Верховный Совет СССР, где входил в Межрегиональную группу народных депутатов "За перестройку".
Супруга Щедрина - известная балерина Майя Плисецкая. Главные партии в нескольких своих балетах он написал именно для нее. В период перестройки Щедрин и Плисецкая стали гражданами Литвы, что обеспечило им свободу перемещения по всему миру. После перехода Майи Михайловны на контрактную работу Родион Щедрин стал жить и творить в тех местах, куда уезжала работать его жена. Она подчинила свою жизнь профессиональной карьере, а Щедрин же стал верным спутником и ценителем ее таланта.
16 декабря 2012, Минск
Анна Громыко - БЕЛТА