«Мы можем поспособствовать тому, чтобы Афганистан сам смог отвечать за собственную безопасность, без необходимости держать у себя крупный иностранный военный контингент», – Дэвид Кэмерон.
В ходе переговоров в Белом доме в среду 14 марта президент США Барак Обама и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон подтвердили планы свести военную операцию в Афганистане к вспомогательным функциям в следующем году, в преддверии вывода войск в 2014 году. Лидеры двух стран также обсудили ситуацию в Сирии и усиление давления на Иран в связи с его ядерной программой.
После двухчасовых переговоров, включавших 30-минутную беседу с глазу на глаз в Овальном кабинете, лидеры двух стран вышли к журналистам, ожидавшим их в розарии Белого дома.
Говоря об убийстве 16 мирных афганцев, в котором подозревают американского солдата, Обама отметил, что «трагические события» последних дней в Афганистане напоминают о сложности миссии союзников в этой стране. В то же время, сказал президент, нельзя не согласиться с тем, что коалиции удалось достигнуть «очень заметного прогресса».
Лидеры США и Великобритании подтвердили готовность передать ответственность за безопасность в Афганистане местным властям к 2014 году. Президент Обама сообщил, что детали следующей фазы операции определятся на саммите НАТО в Чикаго в мае, на котором он будет председательствовать.
«Мы намерены завершить эту миссию и сделать это ответственно, – сказал президент Обама. – Но отношения между НАТО и Афганистаном продолжатся, так что эта страна никогда больше не станет прибежищем для «Аль-Кайды», откуда та могла бы осуществлять атаки на наши страны».
Обама и Кэмерон вновь выразили поддержку политического урегулирования ситуации в Афганистане путем переговоров. При этом британский премьер отметил, что цель состоит не в том, чтобы построить «совершенный Афганистан», но создать страну, которая могла бы развиваться самостоятельно.
«Мы можем поспособствовать тому, чтобы Афганистан сам смог отвечать за собственную безопасность, без необходимости держать у себя крупный иностранный военный контингент», – сказал Кэмерон.
Сославшись на опросы общественного мнения, Обама указал, что все больше американцев выступают против военных операций в Афганистане и что люди «устали» от войны. В то же время он выразил уверенность, что «подавляющее большинство» американцев и британцев «понимают, почему мы оказались там».
Оба лидера отметили осложнение ситуации в Сирии. Они поддержали работу политиков и дипломатов, которые пытаются положить конец беспорядкам в этой стране, и в частности, стремятся повлиять на Россию и Китай с тем, чтобы они поддержали резолюцию Совета Безопасности ООН, осуждающую насилие, а также планы доставить гуманитарную помощь нуждающимся.
«Самый быстрый путь к прекращению убийств – а именно этого мы все хотим – это уход (президента Сирии Башара) Асада, – сказал Кэмерон. – Нам следует добиваться этого с помощью дипломатии, санкций, политического давления, давления, которое может оказать (экс-генсек ООН) Кофи Аннан. Именно на этом мы должны сфокусировать свое внимание».
Обама сказал, что Китай и Россия должны «встать на сторону народа, который подвергается безжалостным обстрелам» сил президента Башара Асада и присоединиться к международной коалиции, которая пытается найти решение сирийской проблемы.
Президент Обама и премьер-министр Кэмерон вновь заявили о своих намерениях не допустить, чтобы Иран стал обладателем ядерного оружия. Обама подчеркнул, что Иран должен использовать предстоящие переговоры в формате «5+1» (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия – ред.) для выработки дипломатического решения.
«Они должны понять, что поскольку международное сообщество уже применило множество санкций, поскольку мы уже воспользовались многими имеющимися возможностями, чтобы убедить Иран изменить курс, то окно возможностей для дипломатического решения сужается», – сказал Обама.
Обама повторил, что цель США не в том, чтобы в будущем сдерживать ядерный Иран, а в том, чтобы не допустить самого обладания Тегераном ядерного оружия.
Президент Обама и премьер-министр Кэмерон подчеркнули прочность англо-американского альянса. По словам Обамы, их союз «тверд как камень».
Дэн Робинсон, Вашингтон
Голос Америки, 15 марта 2012