Как сказано в докладе, представленном в польском Сейме, аэропорт Смоленск-Северный не числился в реестре площадок, пригодных для приземления "борта №1".
Комиссия выразила уверенность, что командование ВВС в Варшаве должно было заранее проинструктировать пилотов о посадке самолета на пригодный по реестру аэродром, а затем перевезти 88 членов делегации вертолетами после проверки годности смоленского аэродрома.
Ныне не существующий 36-й авиационный полк, где служили пилоты, осуществлявшие транспортировку первых лиц государства, мог недостаточно контролироваться Минобороны польской республики, убеждены докладчики.
"Часть инструкций на борту Ту-154 была исключительно на русском, поэтому должностная инструкция предполагает нахождение в полете российского техника - так называемого лидера, который мог бы разрешить сомнения экипажа в случае его недостаточного владения русским языком. Однако 31 марта 2010 года глава секции планирования 36-го полка выступил с отводом запроса на присутствие "лидера" на президентском борту во время вылетов 7 и 10 апреля", - отметили члены контрольной комиссии на выступлении в Сейме.
Бюро охраны правительства, бывшему руководству которого предъявлены обвинения в халатности, было раскритиковано за отсутствие контроля за подготовкой зарубежных визитов.
По мнению экспертов комиссии, программа подготовки экипажа, как и сами самолеты Ту-154 и Як-40, использовавшиеся польскими высокопоставленными лицами, были слишком поздно признаны устаревшими: официально Министерство обороны республики заявило об этом лишь летом 2011 года, более чем на год позже трагедии с самолетом Качиньского.
Самолет Качиньского Ту-154 разбился 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродром "Северный" в Смоленске. Погибли все находившиеся на борту 96 человек, включая президента Польши, его супругу, восемь членов экипажа и многих высокопоставленных представителей польских властей.
Согласно отчету межгосударственного авиационного комитета, непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
10 марта 2012, Минск
БЕЛТА