Если до 7 апреля киргизская экономика демонстрировала хоть и небольшой, но все-таки рост, то после переворота и последующих событий республика стала все сильнее погружаться в экономический кризис. По данным министерства экономического регулирования республики, в первые девять месяцев 2010 года спад объема ВВП составил 0,5 процента. К концу года он, как прогнозируется, превысит 5 процентов. Как говорит эксперт бишкекского филиала Института стран СНГ, доктор экономических наук Аза Мигранян, эти пессимистичные прогнозы уже начали сбываться.
"Не может быть роста ВВП в условиях экономического и политического кризиса. Киргизская экономика не может, например, безболезненно перенести закрытие границ на 1,5-2 месяца. А события на юге практически парализовали экономику целого региона", - отметила Мигранян в интервью Deutsche Welle.
Долги продолжают расти
В середине этого года дефицит киргизского бюджета превысил 600 миллионов долларов - около 15 процентов ВВП. По словам министра финансов Чоробека Имашева, более половины этой суммы для покрытия дефицита уже удалось изыскать. Ранее, подводя итоги участия киргизской делегации в ежегодной встрече управляющих Всемирного банка и МВФ, Имашев отметил, что до конца года ожидается очередное пополнение казны благодаря помощи международных доноров.
"Мы встречались с руководителями ведущих международных финансовых институтов, и в ходе встреч было подтверждено, что до конца текущего года доноры выделят Киргизии 245 миллионов долларов", - сказал Чоробек Имашев. По его словам, 52 процента этой суммы будут получены как безвозмездные гранты, все остальное - кредиты, которые неизбежно приведут к росту внешнего долга страны. Сегодня он составляет 2,6 миллиарда долларов. "Мы вынуждены производить большие заимствования в этом году. Сумма долга может достичь порядка 66 процентов по отношению к ВВП", - признал Имашев.
Зависимость усиливается
На новые заимствования Киргизия рассчитывает и в следующем году. По словам Азы Мигранян, для развитых стран рост внешнего долга чреват сокращением инвестиций, снижением уровня ликвидности ценных бумаг как самой страны, так и ее бизнес структур. Но для Киргизии, экономика которой слабо интегрирована в мировую систему, рост госдолга влияет на эти параметры скорее косвенно. Однако страна при этом все больше попадает в зависимость от международных доноров.
"Международные структуры будут предъявлять дополнительные требования, и условием получения кредитов, скорее всего, станет выполнение ряда рекомендаций", - отмечает Мигранян. Такими рекомендациями могут быть, по ее словам, увеличение налогового бремени, ограничения по пенсионному возрасту, сокращение социальных выплат. "Но одновременно, хоть это и звучит немного парадоксально, будет увеличиться помощь на безвозмездной основе для поддержания именно социальных институтов", - полагает эксперт.
Большой дефицит бюджета, множество социальных проблем приводят к тому, что новые внешние займы в Киргизии попросту проедают, а значит, они не могут стать базой для долгосрочного и устойчивого развития государства.
"Мы пока используем финансовые вливания для решения краткосрочных проблем. Это дефицит бюджета, дефицит средств на социальные проекты, например, в разрушенном южном регионе. К сожалению, такой стиль финансирования и рост внешнего долга приводят к большому сокращению темпов индустриализации и развития конкурентоспособности страны", - говорит Аза Мигранян.
У опасной черты
Как разъясняет специалист, крайним вариантом негативного влияния внешнего долга может стать полная неплатежеспособность страны, то есть банкротство. В этом случае международные финансовые институты принимают на себя внешнее управление страной. "Такие случаи в экономической истории были неоднократно, но в тех экономических системах, где не было вообще основ для развития. Киргизская экономика все-таки имеет определенный потенциал, и списывать ее ни в коем случае нельзя", - пояснила Мигранян.
По ее словам, критической отметкой внешнего долга считается показатель более 60-65 процентов ВВП. Киргизия уже вплотную приблизилась к этой черте. Перешагнув ее к концу текущего года, страна условно получит право объявить себя банкротом. Но, как подчеркивает Аза Мигранян, это именно право, а не обязанность или неизбежность. Просто страна имеет выбор, по какому пути ей идти, и все будет зависеть от того, какую стратегию выберет само государство, согласовывая ее со спонсорами. "Если спонсоры увидят потенциал восстановления платежеспособности, он будет использоваться в полной мере, чтобы страна смогла выйти на нормальный уровень функционирования. В этом заинтересованы все, и в первую очередь сами кредиторы", - заключила эксперт бишкекского филиала Института стран СНГ Аза Мигранян.
Автор: Александр Токмаков, Бишкек
Редактор: Наталья Позднякова
28.10.2010 Deutsche
Welle