"С этой трибуны уже сегодня неоднократно говорилось о редком для нашей палаты единодушии", - сказал в Госдуме, выступая одним из последних, глава партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов.
В последние годы полное единодушие - далеко не редкость для российского парламента, но в четверг о нем, действительно, говорилось немало, и в итоге палат в очередной раз продемонстрировала его делом: за подписанный два дня назад договор между Россией и Крымом проголосовали 443 депутата при одном "против", за закон о создании в составе Российской Федерации двух новых субъектов, Крыма и города федерального значения Севастополя - 445 депутатов при том же одном "против".
"Историческое решение о воссоединении Крыма с Россией происходит на фоне трагических событий на Украине. В братской для России стране при поддержке извне совершен государственный переворот", - так министр иностранных дел России Сергей Лавров начал свой доклад в Госдуме перед голосованием.
Далее министр Лавров в очередной раз пересказал видение официальной Москвы, в котором в Киеве "ежедневно фиксируются выходки национал-радикалов, антисемитов и прочих экстремистов, на которых опирается новая власть", в Украине существует "реальная угроза жизни и безопасности людей", людей дискриминируют по признаку национальной принадлежности и языка.
"Геополитическое поражение"
"Все это сделало существование Республики Крым в рамках украинского государства невозможным", - сказал Лавров.
Помимо голосовавшего против Ильи Пономарева, от голосования уклонились по идейным соображениям еще трое "диссидентов" из "Справедливой России": Дмитрий Гудков, Валерий Зубов и Сергей Петров. Об этом журналистам сказал Гудков.
По словам депутата-оппозиционера Гудкова, он не приемлет методы, которыми Крым присоединяют к России, а также цену, в которую это присоединение, по его мнению, обойдется России.
"Цена будет очень высокой. Надо признать, что Россия потерпела геополитическое поражение. Мы получили Крым, но мы потеряли Украину, мы оказались в международной изоляции", - объяснял Гудков после голосования. По его мнению, от присоединения Крыма серьезно пострадает и экономика России: на уже начавшийся кризис наложатся санкции со стороны западных стран.
"Я понимаю, что жители Крыма хотят быть с Россией - и потому из уважения к ним я не участвовал в голосовании", - пояснил свою позицию Дмитрий Гудков.
Сапоги в Днепре
Из общей картины единодушия в противоположную от Пономарева и Гудкова сторону выбился лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он храбро пошел против линии Кремля, согласно которой на данный момент Россия "уважает территориальную целостность Украины", и призвал захватить и юго-восточные, и южные материковые области Украины.
Жириновский пламенно возразил депутату Леониду Слуцкому, который сказал, что сухопутная граница Крыма с остальной Украиной отныне "навечно" стала государственной границей России.
"Не заблуждайтесь, депутат Слуцкий! Наоборот, нам эта государственная граница не нужна! Нам нужно дальше двигаться!" - кричал Жириновский под аплодисменты части депутатов. - "Навсегда - это значит бросить миллионы русских в Донбассе, в Херсоне, в Николаеве, в Днепропетровске, в Луганске, в Запорожье, в Одессе - да? Кусочек взяли, а те русские - пусть погибают".
Юрий Маловерьян, Москва
ВВС, 20 марта 2014