Катери Текаквита из племени мохок умерла более 300 лет назад, однако верующие утверждают, что она продолжает творить чудеса, последнее их которых было отмечено не далее как в 2006 году.
Иезуиты сразу смекнули, что Катери могла быть святой, и по свежим следам стали составлять ее жизнеописание для потомков. Таким образом, ее история стала самой детально задокументированной среди североамериканских индейцев.
Время сильных потрясений
Катери Текаквита из племени мохок родилась в деревне Оссерненон в 1656 году. По словам профессора Монреальского университета МакГилл Алана Грира, это было время сильных потрясений, страшных эпидемий и насилия.
Индейцы разных племен сражались друг с другом и с многочисленными колонизаторами - голландцами, французами и англичанами.
Бледнолицые привезли с собой множество болезней, в том числе оспу, к которой у индейцев не было иммунитета. Родители Катери и ее младший брат погибли от этой болезни, а сама девушка, хотя и выжила, покрылась шрамами и почти потеряла зрение. Собственно имя "Текаквита" на языке мохоков означает "та, которая движется на ощупь".
Ответственность за гибель соплеменников от неизвестных ранее болезней мохоки возложили на французских миссионеров-иезуитов, многие из которых поплатились за это жизнью (некоторые из них впоследствии были канонизированы).
Однако вскоре индейцы заключили мир с французами и даже разрешили им жить бок о бок.
"Мохоки осторожно выбирали себе союзников, так, чтобы не попасть к ним в зависимость. Это был своего рода дипломатический альянс", - поясняет профессор Грир.
Вопросы религии волновали индейцев в меньшей степени, во всяком случае долгое время считалось, что Катери была единственным членом своей общины, которую крестили на Пасху 1676 года и обратили в католическую веру.
Как полагает Алан Грир, на самом деле половина индейцев в ее деревне были крещеными.
Религиозный пыл
Однако Катери поплатилась за веру. Ее дядя, вождь деревни, был недоволен тем, что девушка обратилась в католическую веру и отказалась выходить замуж за индейца-мохока.
Катери пришлось покинуть родную деревню и где пешком, где на каноэ добираться за 320 километров до поселка миссионеров Канаваке под Монреалем.
Там она стала образцом религиозного рвения. Катери дала обет безбрачия, босиком ходила по льду, снегу и раскаленным углям и спала на кровати из терниев.
"Она истязала себя всеми возможными способами: бессонницей, постом, холодом, огнем и веригами, которыми до крови обдирала себе плечи по нескольку раз в неделю", - вспоминал живший в Канаваке миссионер Пьер Шолене.
Даже иезуиты считали, что она порой переусердствует.
Однако по мнению исследователя Оренды Буше, которая живет среди индейцев в Канаваке, Катери Текаквита с детства была приучена к ритуалам, когда индейцы-мужчины через различные испытания закаляли себя перед битвами, поэтому ее индейские верования органично сплелись с христианской религией.
Некоторые мохоки из Канаваке равнодушны к своей знаменитой предшественнице. Многим индейцам, в культуре которых центральной фигурой является многодетная мать, непонятна идея вечной девственницы и "христовой невесты". У других Катери вызывает неприятные ассоциации с колонизаторами, потерей земель и традиций.
И все же сегодня 680 тысяч из двух с половиной миллионов коренных американцев причисляют себя к католикам. Они-то и молились за то, чтобы Катери была причислена к лику святых. И молитвы их, похоже, были услышаны.
Чудеса
Катери умерла в 24 года, и сразу после ее смерти миссионеры стали наблюдать чудеса.
У мертвой девушки разгладились шрамы на лице, а вскоре после похорон она стала являться многим верующим.
Но настоящий бум начался только в 2006 году, когда 5-летний малыш, наполовину индеец, упал во время игры в баскетбол и, поранившись, подхватил потенциально смертельную инфекцию. Тогда монахиня, сестра Катери Митчелл обратилась с призывом молиться Катери Текаквите за выздоровление мальчика, и свершилось исцеление, которое даже по меркам Ватикана можно было считать чудесным.
Люди потянулись к гробнице Катери, и истории чудесного исцеления зазвучали одна за другой. Кому-то Катери исцелила маленький ожог, кому-то помогла прозреть...
Ну а после того, как в декабре прошлого года сам Папа Бенедикт XVI объявил о намерении канонизировать Катери Текаквиту, паломники и просто любопытствующие потоком хлынули к гробнице.
"Когда я приехал сюда, это было очень тихое место, - рассказывает монах Марк Стид, настоятель базилики, где покоится прах Катери. - А потом вдруг было объявлено, что ее собираются провозгласить святой, и все словно с ума посходили".
Марк Стид против шумихи, поднятой вокруг первой индейской святой, и он очень хотел бы, чтобы усыпальница осталось местом молитв, а не "балаганом".
"В этом месте явно витает святой дух, ведь Катери была тверда в своей вере", - уверяет он.
Служба ВВС, 20 октября 2012