Произведения казахстанских художников представлены в Галерее искусств Зураба Церетели. Это четвертая международная выставка казахстанского музея в рамках программы «Рухани жаңғыру».
В 2018-м году шедевры музея показали в Нью-Йорке, Анкаре и Бурсе. В Москву же привезли произведения, раскрывающие уникальный пласт в истории живописи Казахстана.
Эпичные образы, монументальные формы, декоративность цвета. В галерее Зураба Церетели на Пречистенке «гостят» казахские художники. Здесь выставлены 50 произведений живописи, графики и скульптуры авторов, чей стиль сформировался в шестидесятых годах – в период, который по праву считается расцветом художественной мысли в Казахстане, когда «дети оттепели» отказались от академических канонов и посвятили себя поиску собственного стиля.
Гульмира Шалабаева, директор Музея им.А.Кастеева:
- Эта выставка интересна тем, что сюда мы привезли именно поколение шестидесятников, художников этапных, очень именитых и очень важных для истории изобразительного искусства Казахстана. Это такие фамилии, как Айтбаев, Шарденов, здесь представлен Тогузбаев, из графиков Кисамединов, Исабаев.
Виктор Калинин, первый вице-президент Российской академии искусств:
- Я всегда с невероятным интересом наблюдал, как совершенствуются казахские художники. У них в то время был какой-то взрыв, совершенно замечательный и очевидный для всех. Тогда они получали первые премии на выставках. Это своеобразие, этническая достоверность того, что делали казахские художники, очень впечатляла.
У поколения шестидесятников были определенные цели. В поисках новых идей, национальной самобытности, национального стиля они работали на укрепление казахской художественной школы.
Кульжазира Мукажанова, старший научный сотрудник Музея им. А.Кастеева:
- Для того, чтобы создать искомый национальный стиль, они обратились к опыту национального декоративного искусства, к восточной миниатюре, к искусству Гогена и Матисса, которые сами учились декоративности на Востоке. Все вместе они учили ясности конструктивного решения, лаконичности рисунка.
Орнамент подарил им крупный модуль и локальные цветовые сочетания. Восточная миниатюра – умение совмещать в одном пространстве разновременные события, а французская живопись научила моделировать мир, несмотря на простую видимость вещей. Творчество казахских мастеров этого времени не теряет актуальности.
Ольга Юшкова, ведущий научный сотрудник НИИ истории и теории искусства при Академии художеств:
- Это были думающие люди, очень хорошо знающие историю, не только свою, но и всемирную, тем более историю Древнего Востока. В их творчестве самым сложным образом соединилось это национальное ощущение своей культуры, как культуры древней с современным мироощущением.
Знаковые для казахстанского искусства картины можно увидеть в Москве до конца марта.
Дана Нуржан, Александр Любителев.
24.kz, 6 марта 2019
В 2018-м году шедевры музея показали в Нью-Йорке, Анкаре и Бурсе. В Москву же привезли произведения, раскрывающие уникальный пласт в истории живописи Казахстана.
Эпичные образы, монументальные формы, декоративность цвета. В галерее Зураба Церетели на Пречистенке «гостят» казахские художники. Здесь выставлены 50 произведений живописи, графики и скульптуры авторов, чей стиль сформировался в шестидесятых годах – в период, который по праву считается расцветом художественной мысли в Казахстане, когда «дети оттепели» отказались от академических канонов и посвятили себя поиску собственного стиля.
Гульмира Шалабаева, директор Музея им.А.Кастеева:
- Эта выставка интересна тем, что сюда мы привезли именно поколение шестидесятников, художников этапных, очень именитых и очень важных для истории изобразительного искусства Казахстана. Это такие фамилии, как Айтбаев, Шарденов, здесь представлен Тогузбаев, из графиков Кисамединов, Исабаев.
Виктор Калинин, первый вице-президент Российской академии искусств:
- Я всегда с невероятным интересом наблюдал, как совершенствуются казахские художники. У них в то время был какой-то взрыв, совершенно замечательный и очевидный для всех. Тогда они получали первые премии на выставках. Это своеобразие, этническая достоверность того, что делали казахские художники, очень впечатляла.
У поколения шестидесятников были определенные цели. В поисках новых идей, национальной самобытности, национального стиля они работали на укрепление казахской художественной школы.
Кульжазира Мукажанова, старший научный сотрудник Музея им. А.Кастеева:
- Для того, чтобы создать искомый национальный стиль, они обратились к опыту национального декоративного искусства, к восточной миниатюре, к искусству Гогена и Матисса, которые сами учились декоративности на Востоке. Все вместе они учили ясности конструктивного решения, лаконичности рисунка.
Орнамент подарил им крупный модуль и локальные цветовые сочетания. Восточная миниатюра – умение совмещать в одном пространстве разновременные события, а французская живопись научила моделировать мир, несмотря на простую видимость вещей. Творчество казахских мастеров этого времени не теряет актуальности.
Ольга Юшкова, ведущий научный сотрудник НИИ истории и теории искусства при Академии художеств:
- Это были думающие люди, очень хорошо знающие историю, не только свою, но и всемирную, тем более историю Древнего Востока. В их творчестве самым сложным образом соединилось это национальное ощущение своей культуры, как культуры древней с современным мироощущением.
Знаковые для казахстанского искусства картины можно увидеть в Москве до конца марта.
Дана Нуржан, Александр Любителев.
24.kz, 6 марта 2019