Чтобы сделать свое воздушное пространство более безопасными, Евросоюз решил ограничить право компаний, стандарты качества которых вызывают сомнения, на полеты над своей территорией. В 2006 году Европейская комиссия впервые составила и опубликовала список компаний, нарушающих те или иные требования безопасности авиаперевозок, - так называемый "черный список" ЕС. Этим авиаперевозчикам была запрещена любая деятельность на территории Евросоюза.
Основные нарушители - африканские и азиатские авиакомпании
С тех пор „черный список“ Евросоюза регулярно обновляется, в настоящее время - не менее трех раз в году. Последний датирован апрелем 2011 года. Если в первом списке было менее 100 авиакомпаний из 12 стран, то в последнем - уже порядка 280 перевозчиков из более чем 25 стран. Однако, как и в 2006 году, в нем по-прежнему доминируют авиакомпании из Африки и Азии, в частности из Киргизии и Казахстана.
Так, в "черном списке" ЕС значатся все 38 допущенных к полетам в своей стране казахстанских авиакомпаний. Частичное исключение сделано для национального перевозчика Air Astana: компании разрешено осуществлять в Европе только определенное число рейсов и только на авиалайнерах определенного типа. Запрещены полеты и всем зарегистрированным киргизским компаниям, их в последнем списке Евросоюза - 16. Авиакомпаний других постсоветских республик в числе тех, кому запрещены полеты в ЕС, нет.
Как (не) попасть в "черный список"
Представитель Еврокомиссии по вопросам транспорта Дэниэл Кидд пояснил Deutsche Welle, что существует два основных критерия для включения авиакомпаний в "черный список". Первый - это недостатки в обеспечении безопасности, обнаруженные в отдельных компаниях. Второй - несоблюдение предписанных мер государственными авиационными службами, что влечет за собой включение в "черный список" всех компаний того или иного государства. Данные о неблагонадежных, с точки зрения безопасности, компаниях стекаются в ЕС из самых разных источников - от Международной организации гражданской авиации (ИКАО) до аудиторских проверок самой Еврокомиссии и стран-членов ЕС.
Кто принимает решения о том, чтобы запретить той или иной авиакомпании полеты в ЕС? Этим занимается специальный комитет, пояснил Дэниэл Кидд. В него входят представители Европейского агентства безопасности полетов (EASA), организации Eurocontrol, национальных авиационных служб всех стран-членов ЕС (плюс Норвегия, Исландия и Швейцария), а также представители Еврокомиссии. На основании общего для всего Евросоюза свода правил данный комитет принимает решение, которое потом должно быть утверждено Европарламентом и Еврокомиссией.
Чтобы авиакомпания снова получила разрешение на полеты в ЕС, ей придется доказать экспертам специального комитета, что она выполняет все предписания по безопасности полетов. О том, что сделать это непросто, свидетельствуют отчеты Европейской комиссии. В регулярно публикуемых документах ЕС, в частности, можно прочесть, как власти Казахстана с 2009 года пытаются устранить недочеты в обеспечении безопасных авиаперевозок.
ЕС: Нет оснований не доверять России
Определенные недочеты зафиксировали эксперты из Еврокомиссии и у ряда работающих в России авиакомпаний, включая, например, RusAir. По итогам визита, состоявшегося в конце 2010 года, эксперты по безопасности полетов пришли к выводу, что 6 самолетов типа Ту-134, используемых компанией, не соответствуют нормам ИКАО. Но до включения их в "черный список" дело не дошло. "У нас нет оснований думать, что российские службы и авиакомпании не справляются с обеспечением безопасности полетов, поэтому их нет в "черном списке", - заметил Дэниэл Кидд.
Напомним, 20 июня под Петрозаводском разбился именно Ту-134. В результате авиакатастрофы погибли 45 человек. Пока ведется следствие и еще не установлены причины крушения: была ли это ошибка экипажа, неисправность самолета, плохие погодные условия или что-то иное.
Евросоюз, составляющий "черный список" только для своего воздушного пространства, уже несколько лет призывает к созданию всемирного списка авиакомпаний, нарушающих стандарты безопасности полетов. Но пока эта инициатива успехом не увенчалась.
Автор: Михаил Бушуев
Редактор: Ольга Сосницкая
Deutsche Welle
27.06.2011