Накануне Дмитрий Каменщик провел первую за четыре года пресс-конференцию, но ответа на главный вопрос на ней не дал
"К настоящему моменту следствию так и не удалось установить фактических собственников аэропорта, на которых по действующему законодательству возложена ответственность по обеспечению транспортной безопасности аэропорта "Домодедово", - говорится на сайте ведомства.
Допрошенный в качестве свидетеля по делу Дмитрий Каменщик, председатель совета директоров аэропорта, заявил, что является лишь представителем офшорной компании, а назвать реальных собственников - как компании, так и аэропорта - он отказался.
Другой допрошенный по делу, Валерий Коган, который фигурирует, как председатель наблюдательного совета аэропорта, отказался назвать свое место работы, жительства и анкетные данные.
Накануне Каменщик провел первую за четыре года пресс-конференцию, в ходе которой также не стал отвечать на вопрос, кто является собственником аэропорта.
"Физическое лицо может быть объектом рейдерской атаки", и "в закрытых компаниях не принято говорить о собственниках, и "Домодедово" этого делать не собирается", - заявил Каменщик.
После IPO все стало бы известно.
Кто владеет "Домодедово"?
С 1991 года, по мнению экспертов, владельцы аэропорта менялись 13 раз. Но когда после взрыва в январе 2011 года президент Дмитрий Медведев поинтересовался, кому принадлежит "Домодедово", даже генпрокурор не смог ответить на этот вопрос.
Известно, что оператором аэропорта является компания "Ист Лайн", зарегистрированная в 1994 году на Кипре. 10 лет спустя компания перешла под контроль оффшорной фирме FML Ltd. с острова Мэн. Совладельцами этой компании являются два юриста: Шон Кайрнс и Джейн Петерс. В том же 2004-ом в качестве председателя наблюдательного совета аэропорта появляется Валерий Коган, которого называют самым закрытым российским олигархом.
Израильская пресса называла Когана "бизнесменом, известным близостью к президенту Путину". В списке богатейших российских бизнесменов Forbes в 2011 году он занял 47 строчку.
Финальный собственник мог бы стать известен, если бы компания провела IPO (оно намечалось на июня 2011 года). Однако выход на биржу был отменен из-за неблагоприятных рыночных условий.
Инвесторы не стали бы вкладывать деньги в акции компании развивающегося рынка на фоне событий в Греции и других странах еврозоны, Нажать объясняли конъюнктуру рынка эксперты.
Новое IPO проводить не планируется, заявил на той же пресс-конференции Каменщик.
По рентабельности "Домодедово" сопоставим с лондонским "Хитроу" и превышает парижский "Шарль-де-Голль".
Однако в данной ситуации инвесторы скорее посмотрят не на хорошую финансовую отчетность, а на то, что никому неизвестны финальные владельцы компании, и главное - на зимние события в аэропорту - транспортный коллапс накануне Нового года и теракт в январе.
IPO было нужно компании, чтобы защититься от враждебного поглощения, рассказывали тогда эксперты.
Учитывая, что для размещения были приглашены иностранные банки Goldman Sachs, JP Morgan и Morgan Stanley, компания, скорее всего, рассчитывала на интерес к своим акциям со стороны иностранных инвесторов. Занизить стоимость компании, акции которой размещены на Лондонской бирже, которыми владеют иностранные компании, было бы очень сложно.
"Домодедово" - крупнейший российский аэропорт, который управляется частной компанией "Ист-Лайн" ("Шереметьево" принадлежит государству, "Внуково" - правительству Москвы). Весной 2011 года российский премьер-министр Владимир Путин Нажать объединил государственные "Шереметьево" и "Внуково". По заявлениям самого Дмитрия Каменщика, "Домодедово" в это объединение никто не приглашал.
Если бы объединение частного и государственного аэропортов произошло, это было бы воспринято как рейдерство, а некоторые сразу же провели бы параллели с делом "ЮКОСа", размышляли накануне объединения эксперты.
Екатерина Дробинина
Бизнес-корреспондент ВВС
20 июля 2011