Автор знаменитых телепередач «Международная панорама» и «Камера смотрит в мир», напечатанных в «Огоньке» шикарных очерков из «горячих точек», ряда захватывающих публицистических книг, отец основателя холдинга «Совершенно секретно» Артема Боровика — все это о Генрихе Авиэзеровиче.
Генрих Боровик в общественном сознании намертво «прикипел» к России, к Москве. Увы, только по случаю очередного юбилея знаменитого журналиста и писателя в биографических справках, всплывает тот факт, что родом он — из Беларуси. Родился Генрих Боровик 16 ноября 1929 года в Минске.
Отец будущего знаменитого публициста, Авиэзер Абрамович Боровик (1902-1980), был дирижером симфонического оркестра, работал в музыкальном театре, происходил из еврейской семьи. Мать — Мария Васильевна Боровик-Матвеева (1905-1970), — актриса.
Жизнь родителей Генриха была связана с театром. Потому-то еще в детстве семья переехала из Белорусской ССР в Россию: в 1939 году родители были среди основателей Пятигорского театра музыкальной комедии. В Пятигорске и прошли школьные годы Генриха.
В 1947 году Генрих Боровик, окончив школу с золотой медалью, отправился поступать в Институт международных отношений. По окончании МГИМО работал в журнале «Огонек», затем, в 1966-1972 годах, — собкором Агентства печати «Новости» и «Литературной газеты» в США. С 1972 по 1982 год — специальный корреспондент АПН и «Литературной газеты». С 1982-го по 1985-й — главный редактор журнала «Театр».
— Я начал работать в «Огоньке» с 1952 года, — вспоминал Боровик в одном из интервью. — Одна из первых моих командировок была во Вьетнам. Это была уникальная поездка. В Ханое я встречался с Хо Ши Мином, взял у него интереснейшее интервью. Он подарил мне обезьянку, которую я нарек Тяп-Ляп. Она долго жила у нас дома в Москве. Я оказался первым иностранным корреспондентом, который побывал в Хайфоне после того, как оттуда ушли французы.
Боровик во время журналистских командировок встречался с множеством интереснейших людей. В его фотоархиве портреты политических лидеров Чили и Кубы Сальвадора Альенде и Фиделя Кастро, писателя Эрнеста Хемингуэя и многих других.
— Каждая из этих встреч, вероятно, достойна отдельной книги, — говорит Генрих Авиэзерович. — Но самая необычная была с Эрнестом Хемингуэем. Он пригласил меня порыбачить на шхуне «Пилар». Это было в 1960-м на Кубе, за год до его смерти. Как мне позже говорила его вдова Мэри, никогда не было такого, чтобы Эрнест рыбачил с журналистом.
Боровик почти семь лет проработал в США, но желания остаться там у него не возникло. Вот еще одна цитата из интервью. «Даже краешка такой мысли никогда не появлялось у нас. Совершенно другой уклад жизни. И у меня тогда была надежда, вера, что рано или поздно мы все-таки будем жить при демократическом социализме. Многое из того, что было в Штатах, я не принимал. В 1966-м году мы с супругой были в Алабаме, и у меня сохранились фотографии, где стоят рядом две скамейки. На одной написано: «для белых», а на другой — «только для цветных». То же самое и с фонтанчиком с питьевой водой. Мне, привыкшему с детства жить среди людей разных национальностей, это показалось совершенно диким».
В 1962 году на съезде молодых литераторов Генрих Боровик был принят в Союз писателей СССР. Им написано более 20 книг. Среди них: «Повесть о зеленой ящерице», «Ваш специальный корреспондент встретился...», «Один год неспокойного солнца», «Пролог», «Май в Лиссабоне», «Репортаж с фашистских границ», «Ким Филби». Боровик — автор сценария десятков документальных фильмов, в том числе документальных сериалов «Всего дороже», «За девять лет до конца войны», «Война в России. Кровь на снегу» и др. Его пьесы «Мятеж неизвестных» (1962) «Человек перед выстрелом» (1963), «Три минуты Мартина Гроу» (1970), «Интервью в Буэнос-Айресе» (1976), «Агент 00» (1985) с успехом шли в театрах СССР и за рубежом.
Для миллионов советских телезрителей Генрих Боровик открыл «окно в мир» благодаря передачам «Камера смотрит в мир» и «Международная панорама».
Правда, окно это нередко оказывалось изрядно запотевшим благодаря жаркому пропагандистскому дыханию. Так, в одной из передач тот же Генрих Боровик называл писателя-эмигранта Сергея Довлатова не иначе, как «некто Довлатов, редактор американской газетенки». Тем не менее, в той же «Камере…» показывали и вполне объективные сюжеты о жизни людей в странах капиталистического мира, и музыкальные номера популярных зарубежных исполнителей.
В 1980-х Генрих Боровик попал в опалу после критических замечаний о войне в Афганистане. А в во время августовского путча 1991 года журналист выступал по каналу CNN с осуждением путча.
По случаю 85-летия Генриха Боровика поздравили президент и премьер России Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Многие белорусы, видимо, тоже готовы присоединиться к теплым словам в адрес юбиляра. Во-первых, он, безусловно, очень талантлив и сумел оказать влияние на мировоззрение нескольких поколений советских людей, а во-вторых — это наш земляк! Кстати, в настоящее время юбиляр занят написанием мемуаров. Может, в них найдется место и воспоминаниям о Беларуси?
Александр Нестеров
Интерфакс-Запад, 16 ноября 2014