Будущий китайский авианосец - недостроенный советский авианесущий крейсер "Варяг"
Генерал Чэнь Биндэ, правда, отказался назвать срок, в течение которого авианосец будет достроен.
Военачальник также заявил, что авианосец не будет представлять угрозы другим государствам.
На вооружении ВМС Китая в настоящее время нет авианесущих кораблей, и официальный Пекин не делал никаких заявлений на этот счет.
Тем не менее, многие эксперты в разных странах считали, что Китай все-таки планирует рано или поздно создать авианосную группировку.
В прессу ранее попадали данные американских военных, согласно которым бывший "Варяг" может выйти в море и даже приступить к испытаниям уже летом 2011 года.
Террориальные споры
При этом заместитель начальника Генштаба генерал-лейтенант Ци Цзянго в интервью гонгконгской газете Commercial Daily сказал, что командование ВМС страны не планирует "отправлять авианосец в территориальные воды других государств".
"Было бы лучше, если бы мы действовали более быстро в изучении океана, а также в планировании строительства океанского флота раньше", - сказал он.
При этом, утверждает Ци Цзянго, Китай сталкивается со сложностями в отношениях с некоторыми соседними странами, с которыми у него есть нерешенные территориальные споры.
Правда, подчеркнул военачальник, Китай всегда декларировал и придерживался оборонительной стратегии.
Ранее Пекин провозгласил свое исключительное право на добычу полезных ископаемых на спорной территории архипелага Спратли в Южно-Китайском море и заявил, что военные корабли других стран не имеют права находиться в этих водах без разрешения Китая.
В ответ администрация президента Обамы указала на то, что, согласно международному законодательству, суда разных стран имеют право использовать для судоходства Южно-Китайское море наравне с китайскими.
Осенью прошлого года между Японией и Китаем обострился территориальный спор по поводу островов Сэнкаку, который существенно осложнил отношения двух стран.
Тренажер или основа могущества?
Как полагает военный эксперт Андрей Союстов, тот факт, что у КНР появится собственный авианосец, изменит в системе глобальной безопасности немногое.
"Для Китая этот корабль важен в первую и последнюю очередь как плавучий тренажер, стенд. Правда, очень полезный стенд. Он двигается и на нем можно отработать действия авиакрыла для будущих, собственно, уже китайских авианосцев, тактику их использования", - сказал он.
Главная проблема, по словам эксперта, заключается в недостатках, свойственных всему советскому проекту, головным кораблем которого является "Адмирал Кузнецов" - единственный авианосец, стоящий сейчас на вооружении российского ВМФ.
"Он весь состоял сплошь из компромиссов. Это и крейсер, это и противокорабельные ракеты, противолодочные функции и авиационные силы. Советский Союз рассматривал его, как переходный вариант к кораблям класса "Ульяновск", то есть к полноценным авианосцам", - считает эксперт.
С ним не согласен другой эксперт - капитан 1-го ранга в запасе вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. По его словам, с вводом в строй авианосца Китай получает возможность "глобального проецирования силы, которая сейчас есть у США, отчасти у Великобритании, Франции и России".
"При этом надо четко понимать, что сам по себе авианосец мало что может. Для того, чтобы он обладал необходимой устойчивостью, нужны корабли охранения. В настоящее время у Китая современных боевых кораблей не так уж много, но создать авианосную группу Китай наверное сможет", - считает он.
Между тем, как полагает британский военный эксперт Пол Бивер, новый авианосец изменит баланс сил в Тихом океане, однако произойдет это нескоро.
"Чтобы поставить на вооружение этот авианосец, понадобится еще пять, может быть десять лет. Китайский Центральный военный совет заявил о намерении строить авианосец еще в 1993 году, и тогда он намеревался поставить его на вооружение в 2025 году, - отмечает Бивер. - Думаю, Китай вполне может уложиться в такие сроки, и это поменяет расстановку сил - в том числе и в западной части Тихого океана. И это представляет вызов для США - в большей степени, чем для кого-либо другого".
Авианосец, о котором идет речь, был куплен частной китайской компанией на Украине в конце 1990-х годов в недостроенном состоянии и отбуксирован в КНР.
Его приобрела компания, имеющая связи с военно-морскими силами КНР. Изначально считалось, что "Варяг" будет использоваться как казино в Макао.
Павел Аксенов
Служба ВВС, Москва
8 июня 2011