Сеульский саммит только что завершился, но его итоги были заложены задолго до его начала.
Без сомнения, мы являемся свидетелями лишь начала зарождения международной традиции по урегулированию ядерного вооружения и ядерной безопасности, считает директор бухарестского Института международных исследований и экономического сотрудничества, профессор, известный европейский эксперт Антон Караджа.
Как сообщает пресс-служба МИД РК, по словам А.Караджи, «даже если Сеульский саммит и не достиг особых успехов в сфере международного урегулирования, тем не менее он предложил успешную модель управления ядерной безопасностью, при одновремееном отказе от иллюзорной защиты, предлагаемой ядерным оружием в обмен на международные обязательства по обеспечению своей безопасности. Речь идет о Казахстане.
Мировые лидеры воздали должное центральноазиатской стране и ее лидеру Нурсултану Назарбаеву. Первым среди них был Президент Соединенных Штатов Барака Обама, который назвал Казахстан примером для всего мира и выразил поддержку инициативы этой страны по созданию Международного банка ядерного топлива.
В тот момент, когда мы сталкиваемся с недостатками правовой базой по вопросам ядерной безопасности, нарастает потребность в успешных примерах, которые могут быть предложены в качестве образца для стран, которые вели или ведут программы по созданию ядерного оружия.
Безусловно, Казахстан - успешная история ядерного разоружения: ликвидация внушительного ядерного арсенала в более чем 1 тыс. боеголовок, унаследованного от Советского Союза, запрет ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в обмен на получение гарантий безопасности и международного признания его границ. В современном мире Казахстан и архитектор данной просвещенной политики Президент Нурсултан Назарбаев обладают длинным послужным списком несравнимых достижений.
Кроме упорного стремления к ядерному разоружению, Казахстан присоединился к Глобальному партнерству «G-8» против распространения оружия массового уничтожения и в 2005 году ратифицировал поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала, чтобы она вступила в силу с 2014 года, а также в 2010 году успешно провел в Астане Конференцию «Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма».
Если к этому списку добавить впечатляющие достижения Казахстана на посту председателя ОБСЕ, а также проведенного на высоком уровне Саммита ОБСЕ в Астане в 2010 году, и несомненно всесторонний и значительный переход к председательству в ОИК, мы имеем полное представление о стране, которая решила оставить свой след на международной арене.
Казахстан не будет почивать на лаврах, которые он уже имеет, и Президент Нурсултан Назарбаев использовал высокий авторитет своей страны для продвижения комплекса мер, предлагающих возможности использования ядерной энергии в мирных целях, таких как:
• принятие юридически обязательных норм по ядерной безопасности;
• создание механизмов быстрого реагирования в случае чрезвычайных ситуаций на ядерных объектах;
• предоставления всем государствам равного доступа к гражданским ядерным технологиям и источникам низкообогащенного урана, в том числе через Международный банк ядерного топлива.
Растущая поддержка мировых лидеров видения Президента Казахстана мира, свободного от ядерного оружия, предложила новый шанс для Сеульского Саммита. Ценность этой концепции отражена в словах самого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева: «Исходя из опыта нашей страны, которая добровольно отказалась от четвертого ядерного арсенала в мире, я могу сказать, что реальные гарантии безопасности обеспечиваются устойчивым социально-экономическим развитием».
Если мир усвоит урок Казахстана, то человечество может получить шанс на лучшее будущее.
Астана, 30 марта 2012