Михаил Хвостов призвал страны, поддержавшие страновую резолюцию по Беларуси, серьезно задуматься над перспективой Совета по правам человека. По его словам, политизация работы совета - это повторение ситуации с Комиссией по правам человека, о которой вспоминают как об органе, утратившим к себе доверие из-за неспособности универсально, объективно и неизбирательно рассматривать правозащитные ситуации.
По его словам, принятая на 17-й сессии совета резолюция по Беларуси не заслуживает доверия и не пользуется поддержкой. "Мы убеждены в том, что страновая резолюция по Беларуси противоречит институциональному пакету Совета по правам человека, включая резолюцию 60/251 Генеральной Ассамблеи ООН, в соответствии с которой он был создан", - отметил Михаил Хвостов.
То, что прозвучало во время выступления заместителя верховного комиссара в адрес Беларуси, не стало неожиданностью. "Мы вынуждены констатировать, что представленная информация является неточной и необъективной, - сказал представитель Беларуси. - Мы понимаем, что иного выступления быть и не могло, если посмотреть на контекст и рамки резолюции совета 17/24.
На этом аспекте белорусская делегация особо акцентировала внимание совета на прошлой сессии. В частности, мы отметили, что Европейский союз заведомо поставил руководство Управления верховного комиссара ООН по правам человека в ситуацию, когда оно должно следовать логике, заложенной в резолюции по Беларуси. Соответственно, мы считаем, что правовых рамок для подготовки объективного и беспристрастного выступления по Беларуси не было изначально".
"Во-первых, мы категорически не согласны с политикой Евросоюза в Совете по правам человека, представляющей нашу страну как особый случай несоблюдения обязательств в правозащитной сфере. У нас есть много вопросов к правозащитным ситуациям в странах ЕС, в отношении которых должен вестись мониторинг со стороны УВКПЧ, но он управлением не ведется, - отметил Михаил Хвостов. - Во-вторых, резолюция 17/24 не имеет ничего общего с заботой Евросоюза о правах человека, а призвана содействовать продвижению любыми путями его политических интересов в Беларуси".
Михаил Хвостов подчеркнул, что именно поэтому Беларусь не признает резолюцию 17/24, которая "не может служить основой для взаимодействия". Еще ни одна страновая резолюция не способствовала углублению диалога с правительствами заинтересованных стран. В страновой резолюции по Беларуси речь не идет о равноправном диалоге с правительством или конструктивном сотрудничестве с ним.
"Мы отвергли резолюцию 17/24 и в качестве платформы для сотрудничества Беларуси с Управлением верховного комиссара ООН по правам человека, - подчеркнул белорусский представитель. - Мы исходим из того, что вопрос сотрудничества государств-членов ООН с Управлением верховного комиссара, которое представляет собой часть Секретариата ООН, является суверенным правом государств и определяется ими в соответствии с национальными интересами и потребностями. Побуждение государств к сотрудничеству на основе приоритетов, установленных третьими сторонами в политизированных резолюциях, неправомерно и противоречит целям и принципам деятельности Организации Объединенных Наций. Попытки установить такой микроменеджмент в отношении Беларуси неприемлемы".
С другой стороны, Беларусь нацелена на продолжение сотрудничества с УВКПЧ в контексте осуществления рекомендаций УТЮ. Ведется взаимодействие с управлением на этом направлении. За последние два года представители УВКПЧ по приглашению правительства Беларуси трижды посещали Беларуси и контактировали с представителями как государственных органов, так и гражданского общества, отметил посол.
Михаил Хвостов подчеркнул, что избирательное обсуждение страновых ситуаций сугубо по политическим мотивам не может быть методом работы Совета ООН по правам человека и Управления верховного комиссара.
24 сентября 2011, Минск
БЕЛТА