Зампред Еврокомиссии, еврокомиссар по энергетике Марош Шефчович считает проект газопровода "Турецкий поток", который "Газпром" хочет построить вместо отмененного "Южного потока", экономически нежизнеспособным и предлагает вернуться к более рациональному обсуждению.
По мнению М.Шефчовича, проект "Турецкий поток" не будет "экономически жизнеспособным", и модель, при которой "Газпром" хочет построить газопровод на 50 млрд кубометров газа к греческо-турецкой границе, предложив дальше европейским компаниям самим строить инфраструктуру для доставки этого газа далее в Европу, не сработает.
"Я не могу сказать, что это финальное решение, и думаю, что нам нужно вернуться к более рациональному обсуждению, о том, какое решение будет экономически жизнеспособным по этому проекту и в целом сотрудничеству "Газпрома" и европейских компаний в газовой сфере", - сказал он на пресс-конференции в Брюсселе.
Как сообщалось, в начале декабря президент РФ Владимир Путин объявил, что "Газпром" отказывается от строительства газопровода "Южный поток" по дну Черного моря мощностью 63 млрд куб. м газа в год в направлении Болгарии и далее до австрийского Баумгартена.
Взамен было объявлено о планах построить газопровод "Турецкий поток" аналогичной морской мощностью с планами поставлять 14 млрд куб. м газа, который сейчас транзитируются через Украину, на турецкий рынок, а остальные 50 млрд куб. м газа для европейских контрагентов - на греческо-турецкую границу.
М.Шефчович в январе посетил Москву и получил ответ от министра энергетики РФ Александра Новака, что отказ от "Южного потока" - окончательное решение.
"Газпром" уже объявил, что самостоятельно намерен построить первую нитку "Турецкого потока" на 15,75 млрд куб. м к 2017 г. Теперь "Газпром" предлагает европейским компаниям покупать газ на газовом хабе, который планируется создать на границе Турции и Греции. На "Южный поток" предполагалось перенести порядка двух третей поставок газа, который сейчас транзитируется по территории Украины. Контракт "Газпрома" и "Нафтогаза Украины" о транзите газа истекает в 2019 году.
Изначально партнером "Газпрома" по строительству морской части "Южного потока" выступила итальянская Eni (50%), позднее итальянцы уступили немецкой Wintershall и французской EDF по 15%. Стоимость строительства морского участка оценивалась в 6 млрд евро, с учетом процентов по кредитам - в 9,5 млрд евро. Предполагалось, что порядка 70% проекта будет профинансировано на условиях проектного финансирования.
Интерфакс-Запад, 4 февраля 2015