Одной из жемчужин исторического и культурного наследия Беларуси является величественный Софийский собор в Полоцке.
Это первый каменный храм на территории Беларуси, возведённый между 1044-1066 годами. Один из трёх соборов в Древней Руси, он представлял собой ещё и оборонительное сооружение, а расположение на высоком берегу Западной Двины позволяло видеть с его колокольни приближение любого врага. Полоцкая София не раз разрушалась, восстанавливалась, несколько веков принадлежала униатам, была действующей церковью. Сегодня это музей, где можно увидеть артефакты, которым уже не одна сотня лет. И ещё здесь можно услышать звуки органа, аналогов которому в Беларуси нет.
Это первый каменный храм на территории Беларуси, возведённый между 1044-1066 годами. Один из трёх соборов в Древней Руси, он представлял собой ещё и оборонительное сооружение, а расположение на высоком берегу Западной Двины позволяло видеть с его колокольни приближение любого врага. Полоцкая София не раз разрушалась, восстанавливалась, несколько веков принадлежала униатам, была действующей церковью. Сегодня это музей, где можно увидеть артефакты, которым уже не одна сотня лет. И ещё здесь можно услышать звуки органа, аналогов которому в Беларуси нет.
Для православного храма, которым изначально был собор, наличие органа нетипично, это, скорее, атрибут католического костела.
Однако поскольку Софийский собор достаточно долго служил униатам, присутствие здесь короля инструментов можно считать исторически оправданным. Он появился здесь лишь в 1985 году, но существует легенда, что орган был заказан несколько столетий назад, однако не доехал до Полоцка, потому что его перекупили по пути, в Вильне.
Однако поскольку Софийский собор достаточно долго служил униатам, присутствие здесь короля инструментов можно считать исторически оправданным. Он появился здесь лишь в 1985 году, но существует легенда, что орган был заказан несколько столетий назад, однако не доехал до Полоцка, потому что его перекупили по пути, в Вильне.
Орган установлен на южной стороне собора. Он был разработан по индивидуальному проекту и изготовлен чешской фирмой Riеger Kloss. Перед его производством специалисты изучали особенности полоцкой Софии, в том числе акустики. Инструмент считается средним по размеру, но всё равно впечатляет габаритами. В нём 3905 труб - деревянных и металлических, от 15 см до 6 м в длину и полметра в диаметре.
"Каждая труба в зависимости от материала дает разное звучание. Сплав различных металлов тоже влияет на то, какой звук извлекается из инструмента", - пояснила солистка Софийского собора и музыкант, работающий с полоцким органом на протяжении почти 40 лет, Ксения Погорелая.
Она продемонстрировала "сердце" органа - систему, которая с помощью мотора подаёт воздух в трубы, поднимающиеся в высоту на три "этажа". В зависимости от регистра, а их здесь 48, воздух устремляется к определённой стороне, а нажатием клавиши открывается конкретная трубка, через которую и выходит воздух.
"Начинка" инструмента очень сложная, четко выверенная. Любопытно, что в старину до изобретения моторов воздух в орган подавали через меха наподобие кузнечных - их раздували помощники, чтобы шёл постоянный поток и инструмент не затихал.
"Начинка" инструмента очень сложная, четко выверенная. Любопытно, что в старину до изобретения моторов воздух в орган подавали через меха наподобие кузнечных - их раздували помощники, чтобы шёл постоянный поток и инструмент не затихал.
Орган сам по себе непрост, он требует особой заботы. Влажность, температура воздуха, пыль - всё влияет на его звучание. В Софийском соборе для этого установлена специальная система, отвечающая за климат внутри инструмента.
"Собор стоит на берегу реки, от которой постоянно идёт влажность. Стены впитывают влагу ещё и от осадков, да и отопление в здании - обычно на уровне 18-19 градусов. Нашему органу требуется влажность не более 60%, и когда этот показатель повышается, начинают работать влагопоглотители", - пояснила Ксения Погорелая.
Кстати, регистры инструмента музыканты называют голосами. У полоцкого органа большой спектр возможностей их передачи и даже копирования звуков, похожих на другие инструменты, например, флейты, гобоя, тромбона, рожка, фагота. Когда они выступают вместе в едином хоре, создается объёмное, красивое многоголосие, завораживающее любого, кто оказывается на концерте классической музыки.
В одиночку играть на органе непросто. И хотя у него только три пульта с клавиатурой - мануала, как они называются, есть ещё немало кнопок, которые переключают с одного регистра на другой.
У музыкантов, как правило, есть ассистент, который следит по нотам, когда и где нужно ввести нужные голоса. Также после модернизации, проведённой в 2014 году, у полоцкого органа появилась программная поддержка, с помощью которой можно записывать определённые комбинации звучания, и это увеличивает число вариаций до 9999. Каждую из них можно пронумеровать и включать, когда необходимо придать голосу органа ещё больше выразительности.
У музыкантов, как правило, есть ассистент, который следит по нотам, когда и где нужно ввести нужные голоса. Также после модернизации, проведённой в 2014 году, у полоцкого органа появилась программная поддержка, с помощью которой можно записывать определённые комбинации звучания, и это увеличивает число вариаций до 9999. Каждую из них можно пронумеровать и включать, когда необходимо придать голосу органа ещё больше выразительности.
Ксения Погорелая рассказала, что в зависимости от сложности и новизны программы сидит за органом разное время. Репетировать ей приходится только до 10 утра и после 5 вечера, когда Софийский собор закрыт для посетителей, потому что звучание инструмента и акустика не позволяют параллельно проводить здесь экскурсии.
Благодаря органу в концертном зале Софийского собора, открывшемся в 1983 году, проводятся известные далеко за пределами Беларуси международные фестивали - старинной и современной камерной музыки (весной) и органной музыки "Званы Сафii", который в этом году пройдёт в 30-й раз. Во втором Ксения Погорелая участвует всегда. Каждый раз это что-то новое - в сопровождении инструментов, вокалистов.
"К нам приезжают зрители - любители классической музыки из разных стран, с некоторыми я знакома лично. Например, россияне, которые любят отдыхать в наших здравницах, специально подбирают время, совпадающее с проведением фестиваля, покупают билеты на концерты и приезжают сюда", - поделилась солистка.
"К нам приезжают зрители - любители классической музыки из разных стран, с некоторыми я знакома лично. Например, россияне, которые любят отдыхать в наших здравницах, специально подбирают время, совпадающее с проведением фестиваля, покупают билеты на концерты и приезжают сюда", - поделилась солистка.
Ксения Погорелая - выпускница Московской консерватории, где училась по классу фортепиано. Однако она всегда мечтала овладеть искусством игры на органе, а как известно, сильное желание, особенно если оно светлое, сбывается.
"Мне посчастливилось играть на многих органах в нашей и других странах. Я играла в Соборе Парижской Богоматери, у которого пять мануалов. Может, для высокого мужчины на нем играть и легко, но для меня с моим небольшим ростом это было непросто, хотя при определённых усилиях все возможно. Интересный по звучанию орган в филармонии в Минске, витебский орган. У каждого из них есть свои задачи, которые они успешно выполняют", - рассказала она.
"Мне посчастливилось играть на многих органах в нашей и других странах. Я играла в Соборе Парижской Богоматери, у которого пять мануалов. Может, для высокого мужчины на нем играть и легко, но для меня с моим небольшим ростом это было непросто, хотя при определённых усилиях все возможно. Интересный по звучанию орган в филармонии в Минске, витебский орган. У каждого из них есть свои задачи, которые они успешно выполняют", - рассказала она.
Для любого музыканта всегда приятно, когда его творчество ценит широкий круг слушателей. Ксения Погорелая отметила, что в Софийский собор приходят не только люди постарше, но и молодёжь тянется. Сначала для школьников организуют общие походы на концерты, а потом ребята проникаются, приводят друзей, рекомендуют знакомым. Солистка концертного зала считает, что музыка - это универсальный язык, голос искусства и красоты, проникающий в сердца и умы, и молодые люди это чувствуют.
Кроме фестивалей, в полоцкой Софии каждое воскресенье в 15.00 проходят концерты органа. Ксения Погорелая рассказала, что на них тоже часто видит одни и те же лица.
"В этом году почти все концерты проходят с аншлагом, только в сильные морозы около половины зрительских мест пустовало, а иногда нам приходится даже стулья дополнительно приносить, чтобы зрители могли насладиться звучанием нашего прекрасного органа", - сказала музыкант.
"В этом году почти все концерты проходят с аншлагом, только в сильные морозы около половины зрительских мест пустовало, а иногда нам приходится даже стулья дополнительно приносить, чтобы зрители могли насладиться звучанием нашего прекрасного органа", - сказала музыкант.
Красота полоцкой Софии покоряет буквально с первого взгляда. Туристы восхищаются историческими артефактами и неизменно влюбляются в органный голос старинного собора.
Алеся Пушнякова
БЕЛТА, 7 марта 2025
БЕЛТА, 7 марта 2025