https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 






Найти
 
 


Загадки смоленского леса


Обозреватель Ленты.ru анализирует предшествующие катастрофе события.
Во всем мире существует правило, по которому из соображений безопасности два первых лица государства никогда не сядут в один самолет. Барак Обама никогда не полетит с Джо Байденом, Дмитрий Медведев - с Владимиром Путиным, Виктор Янукович - с Николаем Азаровым. Не полетел с Дональдом Туском на траурные мероприятия в Катынь и Лех Качиньский, предпочтя совершить самостоятельный визит в Смоленскую область. Вместе с президентом Польши в Россию решили отправиться около 400 человек, большая часть из которых выбрала для скорбной поездки спецпоезд Варшава-Смоленск. Остальные члены делегации - почти сто человек польской элиты - сутки спустя вылетели в Россию в одном самолете с Качиньским. Катастрофа, в результате которой они погибли, повергла в шок не только Польшу, но и весь остальной мир.

Лететь в Катынь Лех Качиньский решил еще в марте - вскоре после того, как Владимир Путин пригласил на памятные мероприятия польского премьера Дональда Туска. Туск, который в отличие от своего политического соперника Качиньского стремился смягчить острые углы в российско-польских отношениях, приглашение принял, что побудило президента организовать собственный, более масштабный, визит. Кроме того, в решении приехать в Россию Качиньского наверняка укрепил обидный январский отказ Дмитрия Медведева отметить в Польше 65-летие освобождения узников Освенцима.

Спустя три дня после того, как Туск и Путин посетили мемориальный комплекс "Катынь", где покоятся останки расстрелянных польских офицеров, в Смоленск начала собираться вторая делегация. Полететь в Катынь вместе с Качиньским хотели многие видные политики и государственные деятели Польской Республики, однако места на "борту номер один" хватило не всем, а лишь 87 пассажирам, не считая президентской четы. Среди тех, кто должен был лететь в Россию, но не смог - брат-близнец президента Ярослав Качиньский, которого в Польше задержала болезнь матери. Его место занял Пршемыслав Госевский - депутат сейма от партии Качиньского "Право и Справедливость". Как рассказал газете "Речь Посполита" один из коллег Госевского, "он был страшно доволен. Он так хотел быть на церемонии в Катыни".

Память о катынском расстреле значит очень многое для всех поляков, но на президенте III Речи Посполитой всегда лежала и будет лежать двойная моральная ответственность за восстановление исторической правды о тех событиях. Не был исключением и Лех Качиньский, который уже однажды прилетал в Катынь - в 2007 году. Тот визит на фоне напряженных отношений между двумя странами был максимально кратким (президент даже не заехал в Москву) и прошел практически незамеченным - самыми высокопоставленными представителями России, встретившимися с лидером Польши, стали губернатор Смоленской области и полпред президента в Центральном федеральном округе.

10 апреля должен был состояться второй в истории визит Леха Качиньского в Россию, однако на подлете к смоленскому аэродрому "Северный" президентский Ту-154 потерпел крушение, в результате которого все находившиеся на борту люди погибли. В одночасье Польша лишилась не только президента, но и главы Нацбанка, вице-спикеров и членов Национальной ассамблеи, президента олимпийского комитета, а также практически всей силовой верхушки: главы Генштаба, главкома сухопутных войск, главкома ВМС, командующего войсками спецназначения, командующего ВВС и главы Бюро нацбезопасности.

Уже по годами отработанной схеме сразу же после катастрофы на месте падения самолета начали работать спасатели (хотя спасать было уже некого), представители авиационных властей и следователи. Однако в отличие от "обычных" катастроф расследование этого крушения было сразу же взято на особый контроль и поручено лучшим следователям. Кроме того, к следствию подключилась польская сторона, которая, по словам главы Минтранса Игоря Левитина, попросила не убирать обломки самолета до середины недели.

Главный вопрос, на который предстоит ответить следствию, касается того, как мог упасть самолет, на борту которого находился президент независимого государства, его жена и более 80 соратников. Однако еще до объявления официальных результатов расследования стало понятно, что речь в ближайшие дни будет идти об ошибке пилотов, совершенной в условиях недостаточной видимости.

Как доложил Владимиру Путину в день катастрофы полпред президента РФ в ЦФО Георгий Полтавченко, перед посадкой из-за плохой видимости экипажу предлагали отправиться на запасные аэродромы в Минске и Витебске. Однако пилоты предпочли немного покружить над аэродромом, осмотреться и действовать по обстоятельствам. Как подчеркнул Игорь Левитин, решение садиться было принято летчиками самостоятельно несмотря на 400-метровую видимость (по другим данным, видимость не превышала 100 метров) при норме в тысячу метров.

12 августа 2008 года, под самый конец войны в Южной Осетии Лех Качиньский вместе с президентами Украины, Эстонии и Литвы летел из Варшавы в Тбилиси. Польский пилот Григорий Петрущук, не зная, кто контролирует грузинское воздушное пространство, принял решение садиться в Азербайджане, откуда президентам пришлось ехать до столицы Грузии на автомобилях. Качиньский был крайне недоволен поведением пилота, заявив, что офицер не должен ничего бояться. Тогда же президент пригрозил принять меры в отношении "провинившегося" летчика, однако дело развития не имело.

Что заставило экипаж из президентского авиаотряда Польши садиться в таких условиях? Существует предположение, что опытнейший первый пилот Аркадиуш Протасюк принял ошибочное решение, излишне положившись на свои силы и на показания приборов проверенного "Туполева". Еще одна версия, которая активно обсуждается в последние два дня, касается возможного давления на пилотов со стороны главного пассажира - самого Леха Качиньского. Такую гипотезу выдвинул, в частности, эксперт "Комсомольской правды", который не исключил, что последнее слово о посадке могло быть за главой польского государства.

С ним заочно не согласился представитель Минобороны Польши, который в беседе с изданием eMetro.pl заявил, что пилот на борту самолета - бог, который может игнорировать любые приказы, кроме тех, что поступают с земли. В любом случае, подчеркнул он, установить, было ли какое-либо вмешательство в работу экипажа извне, можно будет после расшифровки речевого самописца, который фиксировал все разговоры в кабине.

Как заявил на оперативном совещании с Путиным глава СКП РФ Александр Бастрыкин, технических неполадок у самолета не было - об этом свидетельствует расшифровка записи переговоров экипажа с диспетчерами. Со своей стороны Полтавченко рассказал, что при посадке самолета Качиньского не было слышно шума двигателей - раздались только несколько странных ударов. Полпред президента наблюдал катастрофу практически воочию - он находился в аэропорту с делегацией встречающих и одним из первых прибыл к месту падения лайнера. Еще один очевидец (он работает недалеко от аэродрома) в беседе с РИА Новости тоже упомянул странный неравномерный звук. "Обычно, когда самолет идет на посадку, он гудит равномерно, а тут звук был более прерывистый и громкий, как будто движок стреляет", - сказал он.

На российском заводе, где самолет президента Польши недавно проходил ремонт, уверены в исправности машины, которая в этом году отмечает 20-летний юбилей. Представители самарского "Авиакора" заявили РИА Новости, что готовы по первому требованию следователей предоставить всю необходимую документацию по самолету и проведенному ремонту. Кроме того, когда обломки все-таки увезут из леса на смоленский авиазавод, им предстоит заново собрать из этих металлических остатков самолет, чтобы понять, каких частей этого "паззла" не хватает.

Тем временем в Москве началось опознание погибших. Все тела были обнаружены еще 10 апреля и ночью доставлены в столицу, куда из Польши также прилетели родственники погибших, которым российские власти разрешили приехать без виз. Их разместили в трех московских гостиницах - оттуда они отправятся на опознание своих родных.

Тем же полякам, которые сразу захотели поехать к месту катастрофы, решили помочь власти Белоруссии. По сообщению агентства БЕЛТА, аэропорт Витебска несмотря на выходной начал принимать первые чартеры из Польши 10 апреля. Вскоре президент Александр Лукашенко объявил о том, что Белоруссия берет на себя все расходы, связанные с мероприятиями по приему, отправке и сопровождению польских граждан к месту катастрофы в соседней Смоленской области.

Предложением Белоруссии воспользовались многие родственники погибших и официальные лица - например, Дональд Туск и Ярослав Качиньский, которые сначала прилетели в Витебск, а затем на машине отправились к месту падения самолета. Туску второй раз за неделю пришлось ехать в Смоленскую область, причем вторая поездка была еще более безрадостной, чем первая. Ярославу Качиньскому пришлось делать то, чего никогда не пожелаешь даже злейшему врагу - опознавать тело собственного брата.

Дональда Туска снова сопровождал его российский коллега, вместе с которым они возложили цветы к месту падения Ту-154. Судя по телевизионной картинке, Владимира Путина эта катастрофа потрясла не меньше польского премьера - если министры и другие российские чиновники все эти дни были мрачны и подавлены, то на Путине просто не было лица. Еще 10 апреля на встрече с Медведевым он с трудом подбирал слова, стараясь как можно точнее высказать свои чувства перед столь неуместной в тот момент телекамерой. Эти же слова ему пришлось подбирать и для Туска, к которому в связи с произошедшим было приковано внимание не только польских, но и иностранных журналистов.

То, что произошло в Смоленской области, шокировало без преувеличения весь мир. Соболезнования глав государств тянулись в Польшу нескончаемой вереницей в течение всех выходных. В самой республике в связи с гибелью президента страны была объявлена траурная неделя, которая началась в воскресенье, 11 апреля. В этот же день вся страна почтила память погибших двумя минутами молчания. Другие страны также не остались в стороне: в России, на территории которой погиб Качиньский, 12 апреля было объявлено днем траура. Эту же дату для официального траура выбрали Украина, Латвия, Эстония и штаб-квартира Евросоюза в Брюсселе. В Литве и Бразилии был объявлен трехдневный траур.

Польша, для которой катастрофа под Смоленском стала "второй Катынью", только начинает осознавать масштаб произошедшего. Если оставить в стороне эмоции, которые пока по понятным причинам превалируют над всем остальным, можно сделать схематичный набросок политической картины в стране после гибели президента. По конституции, первым лицом государства стал маршал Сейма Бронислав Коморовский, который должен был стать главным конкурентом Леха Качиньского на осенних выборах. По мнению польского эксперта Кшиштофа Бобиньского, которое он высказал на страницах сайта Русской службы Би-Би-Си, теперь Коморовский явный фаворит на досрочных выборах, которые должны состояться в течение 60 дней после гибели Качиньского.

Маршал Сейма будет представлять на выборах "Гражданскую платформу" Туска, который в конце марта отказался баллотироваться в президенты. С точки зрения польско-российских отношений, политику Коморовского отличает более сдержанное, чем у Качиньского, восприятие Москвы, что в целом соответствует взглядам Дональда Туска. Однако, даже несмотря на это, Коморовский далек от того, чтобы называть Россию дружеской страной.

Еще одним потенциальным кандидатом на выборах эксперт считает брата погибшего президента Ярослава. Лидер "Права и справедливости" является давним соперником Туска, и, в случае принятия решения идти на выборы, именно Качиньский может объединить вокруг себя всех недовольных внутренней и внешней политикой премьера.

Впрочем, пока в Польше готовятся не к выборам, а к похоронам, дата главных из которых еще не определена. Можно предположить, что в ближайшее время все политические споры в Польше утихнут, а на первый план выйдет национальная скорбь по 96 погибшим, среди которых был цвет польского государства. Цвет, до последнего находившийся рядом со своим президентом Лехом Александром Качиньским и навсегда оставшийся в сердцах миллионов людей по всему миру.

Ярослав Загорец  Лента.ru
 
Дата публикации:12.04.2010
Тематика:Культура, В мире
Просмотров:3925
 
Ключевые слова:
катастрофа Лех качински Катынь Смоленск
 
 


Комментарии