Нацбанк Белоруссии объявил о решении законсервировать ситуацию в сфере валютного регулирования и дождаться поддержания платежного баланса страны кредитами из России и Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
Между тем аналитики фиксируют в Белоруссии симптомы финансово-экономической лихорадки и не уверены, что "больной" выдержит 20-30 дней, необходимых для "технического решения" кредитного вопроса.
Прошедшие полтора месяца ознаменовались регулярными заявлениями экспертов о неизбежной девальвации белорусского рубля и противоречивыми усилиями Нацбанка стабилизировать ситуацию.
Метания Нацбанка
В конце февраля Национальный банк Белоруссии принял решение, ограничивающее приобретение импортного оборудования за счет покупаемой валюты; 14 марта объявил о 30-дневном резервировании средств для покупки валюты на бирже. В течение двух последующих дней спрос на торгах оказался нулевым – коммерчески банки не рискнули прогнозировать, по какому курсу им доведется выкупать через месяц заказанные доллары и евро.
Практически через неделю решение о 30-дневном резервировании Нацбанк отменил. Обозначив, впрочем, приоритетных покупателей: "для оплаты за медикаменты, за поставленный в республику природный газ, для погашения кредитов в иностранной валюте и для иных целей". Этот новый порядок покупки иностранной валюты вводится с 1 апреля.
Ровно неделю действовало решение Нацбанка о подкреплении коммерческих банков на межбанковском рынке для продажи валюты населению.
Запрещенные было валютные авансовые платежи с средины марта были вновь позволены белорусским импортерам, работающим с предприятиями России и Казахстана. В предпоследний мартовский день Нацбанк разрешил свободное проведение платежей между упомянутыми странами в национальных валютах.
За импортное оборудование, приобретаемое у резидентов России и Казахстана, теперь можно рассчитаться белорусскими "зайчиками", тенге или российскими рублями. Если владельцы импортного оборудования, впрочем, того захотят.
"Лихорадочные метания, которые выразились во введении-снятии административных ограничений то на одном, то на другом сегментах валютного рынка, свидетельствуют о неспособности Нацбанка справиться с кризисом в одиночку", - полагает минский аналитик Сергей Чалый.
Мораторий до кредитов
Несколько дней назад Нацбанк официально ввел множественность валютных курсов: с 29 марта валютные сделки между банками и субъектами хозяйствования в Белоруссии разрешено заключать по курсу, отличному от официального не более, чем на 10% (ранее 2%).
Но накануне 1 апреля, в очередной раз заверив, что разовой девальвации белорусского рубля не будет, Нацбанк объявил мораторий на "дополнительные ограничительные меры в сфере валютного регулирования и валютного контроля".
В пресс-релизе, распространенном Нацбанком, вслед за этим сообщается: "Для поддержания платежного баланса страны в устойчивом состоянии правительство Республики Беларусь обратилось к Российской Федерации и Антикризисному фонду ЕврАзЭС за предоставлением стабилизационных кредитов на общую сумму около 3 млрд долларов США".
Белорусские чиновники разных рангов утверждают, что для "технического оформления" якобы обещанных кредитов нужно продержаться не более месяца.
"По мере стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь и привлечения необходимых объемов внешнего финансирования Национальный банк осуществит отмену ранее введенных мер регулирования операций покупки-продажи иностранной валюты и обеспечит полную конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям", - разъясняется в пресс-релизе Нацбанка.
Не по средствам?
Между тем, золотовалютные резервы Белоруссии по стандартам МВФ на 1 марта 2011 года составили 4 млрд долларов, сократившись за январь- февраль на 20%. Дефицит внешней торговли, по сведениям министерства экономики, составил за тот же период 2 млрд долларов.
"Для поддержания курса белорусского рубля ежемесячно требуется порядка миллиарда долларов, поэтому внешние заимствования могут лишь отложить девальвацию на более поздний срок", - заявил интернет-порталу "Белорусские новости" бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич.
Аналитики отмечают, что угроза девальвации национальной валюты реально обозначилась к 100 дням нового срока президентства Александра Лукашенко. К выборам курс рубля удерживался, росли пенсии, стипендии и зарплаты.
Через месяц после выборов Лукашенко, впрочем, предупредил: "Жить надо по средствам. Никаких печатаний денег, заимствований. Хватит. Поэтому никаких внешних заимствований под большие проценты быть не должно".
Перед Национальным банком Лукашенко поставил задачу в два с половиной раза увеличить объем золотовалютных резервов и довести их к концу 2011 года до 9-10 млрд. долларов. Именно такой объем ЗВР, по утверждениям официальных лиц, обеспечивает необходимый уровень экономической безопасности страны.
Однако золотые слитки Нацбанка в последние дни активно раскупаются населением.
Нет долларов, валютчиков и очередей
Доллары-евро в обменниках столицы и провинции уже раскупили - без громких истерик и практически без очередей. Самые терпеливые и сейчас "вылавливают" из окошечка с надписью "Долларов НЕТ" купюру-другую.
Надо только подождать, пока кто-то пожелает обратить в белорусские рубли зарубежную денежку, и можно смело "качать права": ведь гражданам объяснено официально, что банки имеют право продавать населению то, что у населения скупили.
Отданное банкам на хранение и приумножение белорусы нынче активно требуют обратно. Глава крупнейшего в стране "Беларусбанка" Надежда Ермакова признает: "Ситуация сложноватая, идет отток рублевых и валютных депозитов". Но полагает, что всему виной - грядущее с 1 июля повышение ввозных пошлин на иномарки.
"Последний шанс" купить авто на западе, действительно, стремится использовать большое число белорусов, но взять для покупки валютный кредит уже невозможно, а превратить в твердую валюту белорусские тысячи и миллионы почти нереально.
Находчивые граждане попытались было в своих же банках обратить в валюту накопленное в белорусских рублях, но коммерческие банки огласили решение выдавать сбережения в валюте, заявленной при оформлении вклада, и прекратили выдачу долларов-евро по рублевым пластиковым карточкам. Обладателям валютных вкладов ряд банков уже предлагает условия, привлекательнее "доажиотажных".
Любопытно, но в этой непростой ситуации прогнозы о "черном" курсе доллара и евро, неизбежном появлении подпольных "менял" пока не оправдались.
В официальных обменниках курс подрос не критично, а незаконные валютные операции пресекаются не столько решительными заявлениями правоохранительных органов, сколько отсутствием реальной потребности переплачивать там, где пока еще можно купить по государственной цене.
Впрочем, появился "серый" курс: импортеры бытовой и компьютерной техники, зарубежного ширпотреба пересчитывают розничные цены по валютному курсу, который на 20% превышает официальный.
Волнений обывателю добавило 10% повышение цен на бензин и дизельное топливо с 1 апреля, а также введенное "Белнефтехимом" и стремительно отмененное уже через день ограничение на объемы заправки авто в приграничных районах.
"Все кругом дергаются, запасаются, как будто конец света! Я Лукашенко верю – не может он развалить то, за что мы все только что голосовали", - говорит минчанин Николай Стефанович.
Но через несколько минут признается: "С кредитом прогоришь, а вот холодильник в рассрочку оформить еще можно. По рассрочке ведь цена не растет – как была один раз назначена, так и остается, пока не выплатишь, в тех же белорусских рублях. Холодильник лучше, чем остаться с голым "зайцем" в кармане!"
Татьяна Мельничук, Минск
Русская служба ВВС, 1 апреля 2011
Ссылка на источник:
Минск пытается остановить валютную лихорадку