Сложная экономическая ситуация в Беларуси аукнулась не только «диспаритетом цен» с соседями, но и «диспаритетом зарплат», которые у нас вот уже второй месяц топчутся на месте и грустно глядят в спину убежавшим далеко вперед ценникам.
В последние дни подорожали нефтепродукты, мясо, табачные изделия – все для того, чтобы население и гости Беларуси не занимались вывозом товаров за границу.
В результате белорусы занялись «самовывозом» – по оценке председателя правления консалтинговой компании «Сэйф Бизнес Компани»
Александра Радкевича, в последние месяцы Беларусь теряет «мозги» и мускулы»: менеджеры, IT-шники и строители массово едут на заработки в сопредельные государства. И если последние, в большинстве своем, вернутся, то большинство интеллектуалов, скорее всего, осядут за границей…
– Александр Иванович, какова ситуация на рынке труда? Как известно, часть частных компаний приостановила деятельность…– Сегодня наметилась тенденция выезда работников за рубеж, в первую очередь в Россию. Причем речь идет как о программистах, менеджерах, так и о специалистах производственных специальностей, прежде всего – из строительной отрасли.
Что касается людей, которые занимаются интеллектуальным бизнесом, допустим, работают в сфере IT-технологий, то они сейчас столкнулись с неплатежеспособностью многих клиентов – тех, которым раньше могли предоставить рассрочку, выполнить их заказы без предоплаты. Сейчас эти клиенты «отвалились», так как они не могут рассчитать свои силы и не хотят оказаться в состоянии должников.
Компании теряют клиентов и доходы. Чтобы сохранить свой бизнес, они вынуждены перемещать деятельность в ближнее зарубежье и в первую очередь в Россию. Там более стабильный рынок, который позволяет развиваться и реализовывать проекты, которые здесь останавливаются.
Люди уезжают, создают там предприятия и оказывают там услуги. По большому счету, оказывать услуги для иностранных заказчиков в этой сфере – нормально. Однако проблема в том, что бизнес полностью переводится за границу, а офисы на родине закрываются! Из Беларуси работать с зарубежьем сложно – затруднено движение денег, материальных средств, невозможно производить взаиморасчеты.
– Можно ли говорить о том, что мы действительно теряем этих людей?– Сегодня они живут в так называемом «челночном» режиме – неделя там, два дня здесь. Однако так долго продолжаться не может: это непродуктивно и отнимает много сил. Можно практически не сомневаться, что они, в конце концов, будут жить там. В первую очередь речь идет о собственниках бизнеса, а также топ-менеджменте, который едет туда организовывать работу.
Это наши «мозги», они создают интеллектуальный продукт. Молодые амбициозные люди, которые знают, чего хотят в жизни. Они создают дорогостоящий продукт, который пользуется спросом. Раньше они реализовывали этот продукт из Беларуси, здесь же платили налоги. Увы – бизнес в нашей стране они сворачивают, сокращают персонал, который уже не могут обеспечивать работой.
Направление – Москва– Уехать всем невозможно – можно ли сказать, что в Беларуси станет много безработных квалифицированных специалистов?– По большому счету, уже сегодня много безработных профессионалов. Которые, например, находятся в вынужденном неоплачиваемом отпуске. Некоторые из них так и останутся не у дел, но наиболее активные будут искать работу, соответствующую их компетенциям. И не найдя ее здесь, станут искать себе применение за рубежом. В первую очередь в России. Хотя бы потому, что это наиболее близкая к нам по менталитету страна.
Там не нужно адаптироваться, там нет никакого барьера. Единственные проблемы – оторванность от дома и возможные проблемы с социализацией и адаптацией: жилье, новые друзья… Молодежь через все это перешагивает и уезжает. Без дела сидеть не будешь.
– Можно сказать, что крупные российские компании будут подбирать себе персонал в Беларуси, начнут «сканировать» рынок, выбирая лучших специалистов и перекупая по дешевке их разработки?– По большому счету, бизнес-разведкой занимаются все страны. Это нормально, полученная информация позволяет оптимизировать работу компании. Необходимо знать конкурентную среду. Особенно это касается сферы высоких технологий.
Но… Россия сейчас в состоянии создать все необходимые условия, например, для разработчиков IT-технологий. И эти люди сами к ним едут – не надо никакой бизнес-разведки!
Так ранее поступали США, предоставлявшие людям едва ли не идеальные условия для работы. Сейчас так поступают в России: определенные структуры в состоянии создать хорошие условия для тех сфер бизнеса, которые предоставляют для них интерес. То есть, проще говоря, «покупают мозги». Главное, вовремя и по адресу представить предложения.
Строители уезжают бригадами– Понятно, в сфере высоких технологий все грустно. Но неужели и в строительном секторе ситуация неутешительная?– Людей, занятых на стройках в Беларуси, можно разбить на две категории: местные рабочие, которые работают на больших строительных площадках, и иностранные рабочие, которые, как правило, работают в частных компаниях.
Сейчас сложилась ситуация, когда иностранные рабочие, получавшие зарплату белорусскими рублями в эквиваленте определенной валюты, просто утратили интерес: они не могут поменять наши деньги! А выехать с рублями за границу и поменять их там – очень неудобный курс получается, мало заработка. Теперь эти люди бригадами уезжают на выходные домой и не возвращаются.
Впрочем, и белорусские строители утрачивают интерес к работе на родине. Едут бригадами в Россию. Возвращается то, что мы уже проходили. Я уже не говорю о том, что многие строители, работавшие на больших стройках, бросают их и идут «шабашить».
Базы данных – в чужих руках?
– К рынку труда в Беларуси проявляют пристальное внимание российские кадровые агентства. Отдельные из них уже вышли на белорусский рынок и активно рекламируются… Может ли подобный тренд повлиять на развитие ситуации?– Я считаю, что присутствие одного из крупнейших рекрутинговых агентств из сопредельного государства в Беларуси, особенно если будет установлена его монополия на доступ к базе данных по всем ключевым специалистам из всех отраслей деятельности, ничего хорошего нашему рынку не принесет.
Сейчас рынок труда начал «двигаться», ключевые высококвалифицированные специалисты – подготовленные нашими вузами, получившие опыт на наших предприятиях – стараются всеми возможными способами донести информацию о себе до потенциального работодателя. Естественно, все эти резюме с установочными данными будут попадать в это кадровое агентство и систематизироваться там.
Это ресурс, к которому всегда можно будет обратиться. Даже если человек сегодня не уехал в Россию, а остался здесь, то ему всегда можно позвонить и сделать предложение, от которого невозможно отказаться.
– Можно ли сказать, что такая ситуация угрожает национальной безопасности?– Национальная безопасность – широкое понятие. В данном случае можно говорить об угрозе потери определенного круга высокоинтеллектуальных, хорошо подготовленных менеджеров. И с точки зрения трудового ресурса это огромная проблема.
Кроме того, уезжает не только специалист. Он забирает с собой семью. Если он занимает позицию топ-менеджера и ему дают карт-бланш для формирования команды – он, как правило, привлекает тех людей, которых он хорошо знает, с которыми работал. То есть из Беларуси. Такая цепная реакция получается.
– Как могут наши компании противостоять сложившейся ситуации? Понимают ли наши руководители ее опасность?– Многие, безусловно, понимают. И предпринимают определенные меры, чтобы минимизировать потери для себя и своего бизнеса. К сожалению, далеко не всегда обращаются к сторонним консультантам, которые, может, и не быстро, но поставят систему, чтобы она нормально работала – без утечки информации о проектах и текучки кадров.
В России уже давно это прошли. Там подход к подбору, расстановке и контролю персонала находится на высочайшем уровне. С персоналом работают на уровне приема на работу – здесь стоит первый фильтр. У нас тут много проседает: берут первого попавшегося, потому что надо быстро заместить вакансию, а через полгода не знают, как с ним расстаться. При этом потратив деньги на заработную плату, обучение…
А контроль на входе позволяет разобраться, кто к тебе пришел – человек, потенциально склонный к хищениям, имеющий определенные зависимости, пришедший по заданию криминальной среды (а такие случаи уже есть).
К счастью, молодые руководители уже понимают важность подбора кадров и применяют при этом современные технологии. И когда они видят, что претендент на руководящую должность имеет приличный опыт употребления наркотиков – его не возьмут.
Да и вопрос противостояния бизнес-разведке (или промышленному шпионажу – это уж с какой стороны посмотреть), как видите, очень важен. Нередки случаи внедрения в компании агентов, чтобы узнать о проектах, над которыми они работают, состоянии компании. Более того – сегодня идеи воруются уже не на стадии замысла, а когда они проработаны. Мы выявляем тех людей, которые работают на конкурентов.
На грани катастрофы– Если вернуться к утечке мозгов – может ситуация стать катастрофической?
– Она уже становится такой. Людские ресурсы, тем более управленческие, у нас очень небольшие. И нет возможности перетаскивать к нам «мозги» из России или из других стран – просто потому, что мы не сможем предложить им достойные условия. Надо сохранять своих профессионалов.
А то ведь Россия может поглотить все, что угодно. Страна у них бурно развивается, есть ресурсы, руководство страны поощряет людей с прогрессивными подходами.
У нас ресурсы ограничены. А мы еще и теряем людей, которых не устраивают условия жизни и нестабильность.
Это серьезная проблема. Есть уже отдельная категория людей, которые обучают своих детей за рубежом, так как не видят для ребенка перспективы на родине. Так мы можем вообще остаться без специалистов…
– А что делать? Закрыть границы?– Иметь замкнутый конгломерат в центре Европы – это не очень продуктивно. И опыт человеческого развития говорит о том, что это путь в никуда. Наоборот – надо расширять контакты с соседями. Наши люди должны иметь возможность ездить и лучшее «привозить» в Беларусь. Но самое главное – люди должны хотеть вернутся сюда.
Да, у нас прекрасная природа. Но реками и аистами жить не будешь – людям надо создать условия для жизни, личного комфорта.
Ну и, конечно, нельзя, чтобы у нас развивалась монополия, которая будет иметь доступ к кадровому потенциалу страны и им пользовалась. Особенно, если эта монополия будет принадлежать другому государству. Надо соблюдать свои интересы.
Сергей Киеня
Интерфакс, 10 июня 2011
Ссылка на источник:
Беларусь теряет «мозги» и «мускулы»