С марта текущего года доллару и тенге объявили «свободные» отношения. Коридор колебаний курса значительно расширился, а некоторые аналитики уже назвали эту трансформацию переходом от фазы «законного брака в брак гражданский».
Чем это может обернуться, трудно судить, как и любые другие отношения между супругами, а в данном случае валютами. Казахстан привык к «законному браку» между долларом и тенге. Большую часть истории независимого Казахстана отечественный центробанк сдерживал курс искусственно. И даже когда создавалась иллюзия рыночного курса, Нацбанк не дремал. Он всегда незримо присутствовал и контролировал курс. Сейчас формально курс тенге к доллару пущен в свободное плавание. Однако Нацбанк полностью не отстранился от контроля за инсинуациями их положений. А потому нельзя назвать грядущие изменения разводом. Это скорее «гражданский брак», когда вроде бы никто никому не обязан, а все зиждется на ответственности сторон.
Так и в данном случае. Новый коридор по сравнению со старым значительно расширился. Тогда было 150 тенге за доллар плюс-минус пять тенге. Сейчас речь идет о минимальном уровне в 127,5 тенге, а максимальном – 165 тенге за доллар. Причем даже из данной формулировки уже видно, что главный отечественный фининститут склоняется больше в сторону укрепления тенге, нежели его ослабления.
Об этом, кстати, свидетельствуют не только ожидательные факторы отечественного Нацбанка, тем более что многие склонны все еще воспринимать его решения не как профессиональную точку зрения, а как действия, вопреки смыслу завязанные на многолетней привычке.
Нацбанк всегда действует одинаково. Какие бы ситуации ни возникали на мировом рынке, наши курсы к доллару всегда выгодны только нам самим. Причем я не говорю о населении Казахстана. Они выгодны кому-нибудь, кого никто не знает. В любом случае в итоге проигрывает население, которое склонно верить доллару из-за все той же информационной поддержки тех лиц, которые выигрывают от изменения курсов. По большому счету реальным курс доллар-тенге не был никогда.
С этим мнением можно соглашаться или не соглашаться. Однако объективные факторы все же говорят в пользу ослабления доллара. Казахстан и Россия объединились в Таможенный союз, а значит, наши курсы национальных валют должны и будут обязаны соответствовать.
Соответственно, и тенденции российского, к примеру, рубля будут совершенно аналогичны казахстанскому курсу.
В недавнем аналитическом докладе Goldman Sachs об основных тенденциях мирового валютного рынка в 2010 году приводятся прогнозы макроэкономических и фискальных показателей ведущих стран мира на трех-, шести- и двенадцатимесячную перспективу. Там написано, что курс доллара к рублю будет на уровне 28, 27 и 28 через три, шесть и 12 месяцев. Исходя из этого, соотношение евро/рубль в те же периоды будет 43,4, 41,9 и 37,8, а бивалютная корзина ЦБ РФ составит 34,9, 33,7 и 32,4 рубля.
Простая логика приводит к следующим выводам, основанным на макроэкономических тенденциях. Ситуация на сегодня такова, что динамика доллара повсеместно в мире показывает рецессию. То есть доллар обесценивается, причем настолько успешно, что, к примеру, в Латинской Америке уже вводится новая «мировая валюта» – сакре. Будет ли у нее будущее? Вероятно, будет. Так как у доллара обеспеченности золотом, как у всех прочих валют, кот наплакал. Ее, грубо говоря, нет. Это знают все и подвязывают свои ожидания на состояние экономики США. Последняя не радует сейчас. Но в перспективе благодаря проводимым реформам непременно порадует. Доллар, таким образом, падать начал с падения экономики, значит, и подниматься начнет с нее же. Теоретически.
Михаил Скрыль, аналитик Forex
ЛИТЕР, 15 июня 2011
Ссылка на источник:
Доллар будет жить?