После 2008 года, когда США оказались не способны повлиять на поведение России в военном конфликте по поводу событий в Южной Осетии, мир перестал быть однополярным, и началось активное формирование новой многополярной мировой системы. Помимо США, на все большее влияние на международной арене претендуют Евросоюз, Россия, Китай, Индия и Бразилия. Но не стоит забывать и об исламском измерении мирового порядка. В исламском мире за лидерство борются Иран, Турция, Индонезия, Пакистан и ряд других государств с большим населением. Для примера, в Индонезии насчитывается 237 миллионов граждан, в Пакистане — 177 миллионов, в Иране и Турции население уверенно приближается к 80 миллионам. На этом фоне небольшие по населению страны, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), не всегда привлекают то внимание, которого заслуживают. А зря.
Шестого марта 2012 года 6 членов блока — Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Бахрейн, Оман и Катар — объявили, что переходят к переформатированию своего сотрудничества из регионального блока в конфедерацию. Совокупное население будущей конфедерации составит около 45 млн. человек, размер территории — 2 572 797 кв. км, а объем ВВП превысит 1400 млрд. долл. Таким образом, если по размеру населения будущая конфедерация будет значительно уступать любому из вышеперечисленных крупных исламских государств, то по размеру территории и объему ВВП конфедерация их существенно опередит. ВВП Турции и Индонезии почти в два раза меньше, ВВП Ирана меньше в три с половиной раза, а объем экономики Пакистана меньше почти в 8 раз. Более чем вероятно, что в будущую конфедерацию будут приглашаться и другие страны, которые существенно увеличат ее ресурсный потенциал. Возможно, именно она и станет в результате интеграционным центром исламского мира.
И до этого влияние блока данных государств на события в мире нельзя было назвать незначительным. Именно ССАГПЗ повлиял на события в Ливии, поощрив своих западных союзников использовать санкцию ООН для военной борьбы с Муаммаром Каддафи. У членов блока не сложились с ливийским лидером отношения, которые бы их устраивали. Нельзя забывать и об огромном влиянии, которое нефтеносные государства Персидского залива имеют на мировую энергетическую безопасность. На днях крупнейший банк Катара «QNB Capital» обнародовал данные исследования, в соответствии с которым существующие запасы углеводородов в недрах стран Персидского залива оцениваются в 65 трлн. долл., исходя из современных цен. А это почти треть от мировых запасов нефти и газа, оцениваемых в 200 трлн. долл. По мнению катарского банка, при нынешних темпах добычи запасов нефти в регионе должно хватить приблизительно еще на 70 лет, а газа — на 118 лет. Но, учитывая, что темпы добычи растут (так, только Кувейт намерен вчетверо увеличить добычу нефти к 2020 г.), объем нынешней добычи будет резко увеличиваться. А это влечет за собой и увеличение другого важнейшего фактора, несоразмерного немногочисленному населению, влияния ССАГПЗ на мировые процессы — огромной концентрации имеющихся у стран блока финансовых ресурсов.
Роль стран Персидского залива в мировых финансах совершенно грандиозна. Так, в конце 2011 года одна только Саудовская Аравия смогла оттеснить Россию с много лет занимаемого ею третьего места по объему золотовалютных резервов (ЗВР) на четвертое. Саудовские ЗВР в размере 556 млрд. долл. представляют собой примерно десятилетний ВВП Республики Беларусь. ЗВР пяти остальных стран Персидского залива превышают 121 млрд. долл. Эти суммы кажутся грандиозными, но и они меркнут на фоне других принадлежащих данным государствам активов. Речь идет о государственных инвестиционных фондах, принадлежащих странам ССАГПЗ, интересы которых представлены по всему миру.
По оценке Института исследования суверенных фондов, в данных фондах у шести стран Персидского залива сконцентрировано более 1720 млрд. долл., что составляет около трети объемов финансов, сосредоточенных во всех принадлежащих государствам инвестиционных фондах мира.
При этом у государственных инвестиционных фондов ССАГПЗ есть еще одна очень важная особенность: в свое время они получили очень широкие возможности по инвестированию в западные страны. О таких возможностях государственным инвестиционным фондам России и Китая остается лишь мечтать. В силу этих возможностей страны Персидского залива очень могущественны на западной политической арене и успешно влияют как на внешнюю, так и на внутреннюю политику крупнейших западных государств. Интересы государств Персидского залива обслуживают сотни влиятельных западных политиков и лоббистов, крупных бизнесменов и ведущих представителей массмедиа. Этим, кстати, объясняется и необычная отстраненность западных стран от серьезной критики доминирующих в регионе жестких монархических режимов, не говоря уже об обсуждении возможности введения каких-либо санкций за пренебрежение западными «стандартами подлинной демократии», — бизнес-интересы стран ССАГПЗ и Запада переплелись так, что их невозможно разделить. Но в этом таится и угроза для самостоятельности стран Запада в мире будущего — по мере роста могущества незападных государств они будут использовать подобные инструменты для подчинения западных стран себе. И западные политики прекрасно понимают эту угрозу. Не случайно госсекретарь США Хиллари Клинтон в своем выступлении 19 февраля 2012 года на встрече министров иностранных дел стран G-20 вновь поднимала эту тему. И, несомненно, можно быть уверенными, что страны ССАГПЗ не упустят свой шанс.
Не стоит забывать и о медиавозможностях будущей конфедерации. Катар в 1996 году создал международную телекомпанию «Аль-Джазира», которая за это время стала чрезвычайно известна и оказывает серьезное глобальное информационное влияние.
Можно смело ожидать, что все указанные ресурсы, а также множество других будут обращены будущей конфедерацией на приобретение лидерских позиций в исламском мире. А они, в свою очередь, будут трансформироваться в рост влияния стран ССАГПЗ на мировой арене в целом. Поэтому можно только приветствовать те очень позитивные контакты и перспективы, которые складываются между странами Персидского залива и Беларусью.
Сергей Кизима, доктор политических наук
Рэспубліка, 6 апреля 2012
Ссылка на источник:
Новый центр силы многополярного мира