Какие риски несет вступление России в ВТО для белорусской экономики?На минувшей неделе Россия вышла на финишную прямую в вопросе присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО). Накануне ухода на летние каникулы Государственная дума РФ в форсированном режиме приняла решение о ратификации договора о вступлении страны в эту организацию. Фактически уже с 9 августа нынешнего года наша восточная соседка начнет проводить свои внешнеторговые операции по новым правилам.
Правда, сразу стать на новые рельсы вряд ли представляется возможным — как отмечают специалисты, переходный период составит минимум 2—3 года. Учитывая немалую зависимость белорусской экономики от рынка нашего основного экономического партнера, перспектива вхождения России в список стран, подписавших соглашение о свободной торговле, непременно должна сказаться и на развитии нашей страны. Каких перемен следует ожидать?
Долгая дорогаПроцесс ратификации договора о вступлении в ВТО российской Госдумой считался последней препоной. После того как депутаты проголосовали за интеграцию в «элитный клуб свободной торговли», Россию уже ничто не сдерживает перед перспективой вхождения в него. Следует заметить, что процесс присоединения России к ВТО стал одним из самых длительных за всю историю существования этой организации — понадобилось без малого два десятка лет. Наша восточная соседка впервые заявила о своем желании влиться в объединение вскоре после своего появления на политической карте мира — в 1993 году. Кстати, следующим «долгожителем» в череде стран, желающих торговать по особым условиям, считается Беларусь. История подготовки к вступлению нашей страны в ВТО уже приближается к 15-летнему «юбилею», но если говорить о его перспективах, то они по-прежнему остаются неясными. Ничего удивительного в этом нет. Как отмечают специалисты, процесс вступления в «клуб» весьма сложен. И порой для некоторых стран, в том числе и дружественных китам мировой экономики, он затягивался на десятки лет. Наша восточная соседка — явный тому пример…
Ныне, когда вступление России в ВТО стало объективной реальностью, этот процесс начал порождать жаркие споры. У объединения оказалось немало не только сторонников, но и явных противников. Ведь российской державе придется реально уступить в некоторых вопросах. В частности, она будет вынуждена снизить импортные пошлины, и в связи с этим Минфин даже высказал прогноз, что доходы бюджета в 2013 году снизятся сразу на RUR 310 млрд. Кстати, придерживаются такой точки зрения и в Минэкономразвития — ведомство оценило потери казны в RUR 445 млрд. за ближайшие два года. Кроме того, критики вступления России в ВТО настаивают на том, что рынок заполонят иностранные товары, ведь российские производители вряд ли смогут выдерживать конкуренцию в условиях свободной торговли.
А вот сторонники присоединения к организации утверждают, что российский экспортный потенциал будет использоваться более активно, а качество товаров для потребителей вырастет за счет развития конкуренции. Фактически плюсы те же, что при перспективах объединения в Единое экономическое пространство (ЕЭП), но куда более масштабные. По оценке Всемирного банка (ВБ), вступление нашей восточной соседки в ВТО в течение трех лет будет приносить ей около 3,3 % ВВП в год, а через десять лет — порядка 11 %, то есть около $ 162 млрд. Также станет возможным привлечение прямых иностранных инвестиций, будут устранены барьеры для экспорта и снижены пошлины на импорт. По оценке экспертов, только эти факторы позволят создать в стране до 40 тыс. новых рабочих мест. Ожидается, что возможные убытки переходного периода покроются выросшими объемами продукции.
Туманное будущееЭксперты уверены, что новый статус России самым непосредственным образом скажется и на белорусской экономике, хотя в ВТО мы пока не вступали. «Дело в том, что обязательства России перед ВТО теперь являются более приоритетными, нежели обязательства этой страны перед партнерами по региональным союзам, таким как Таможенный союз и ЕЭП», — объясняет заместитель председателя по инвестиционной политике Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Георгий Гриц. По словам специалиста, фактически Беларусь оказалась поставлена перед фактом — она уже сегодня должна начинать работать в таком же формате, как и любая другая страна — член ВТО, с той лишь разницей, что мы полностью лишены каких-либо инструментов и рычагов регулирования торговых споров, которыми вправе пользоваться полноправные участники глобального соглашения.
Эксперты предупреждают, что из-за изменения ставок таможенного тарифа Беларусь может потерять часть своих экспортных объемов, что в свою очередь повлечет за собой сокращение поступлений экспортной валютной выручки. Ведь зарубежные товары из третьих стран на выгодных условиях будут обращаться на российском рынке, и нашим производителям придется схлестнуться в нелегкой конкурентной борьбе с транснациональными корпорациями. Учитывая, что 97 % мировой торговли приходится на долю стран — членов ВТО, сражения будут проходить по всем фронтам. «Россия — основной рынок сбыта белорусской продукции, причем товаров с высокой долей добавленной стоимости. Уже до конца 2012 года эта страна должна будет снизить импортные пошлины на четверть номенклатуры поставляемых на ее рынок товаров, через год достичь отметки в 50 % и завершить процесс в трехлетний срок. Лишь по незначительному ряду товаров, таких как авиа- и вертолетная техника, а также легковые автомобили, пошлины будут оставаться на прежнем уровне еще примерно 5—7 лет», — предупреждает Георгий Гриц.
Практически сразу после вступления России в ВТО пошлины на молочные продукты будут снижены с 19,8 % до 14,9 %, на зерновые культуры — с 15,1 % до 10,0 %, на масличные — с 9 % до 7,1 %, на химическую продукцию — с 6,5 % до 5,2 %, на электротехнику — с 8,4 % до 6,2 %, на древесину и бумагу — с 13,4 % до 8,0 %. Впрочем, как недавно сообщали представители Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Беларусь и Казахстан пока смогут сохранить повышенные импортные пошлины на ряд товаров, по которым РФ снизит ставки в соответствии с обязательствами перед ВТО. Для того чтобы сохранить повышенный тариф, заинтересованная страна должна будет внести заявку на применение на временной основе, до полугода, с возможным последующим продлением повышенной ставки для себя. Решение будет приниматься консенсусом всеми тремя странами, ведь режим изъятий предусмотрен в том числе договором о применении правил ВТО в Таможенном союзе. В настоящее время эксперты ЕЭК прорабатывают новый вариант единого таможенного тарифа, представленного в России с учетом ее обязательств перед ВТО. Документ предполагает, что уровень тарифной защиты снизится до 7,5—7,8 % с нынешних 10 %. Документ должен вступить в силу с момента присоединения России к ВТО, через месяц после ратификации пакета соглашений.
Еще один острый момент — это субсидирование экономики. Беларусь подписала ряд соглашений о равных условиях конкуренции в рамках ЕЭП, но формат регулирования этого вопроса также находится в рамках Евразийской экономической комиссии. Уже оговорено, что большинство из таких программ, в частности субсидирование агропромышленного сектора, Беларусь должна будет завершить к 2017 году. А вот России пришлось взять на себя обязательства прекратить всяческие промышленные субсидии национальных производителей с момента вступления в ВТО. Не исключено, что и нашей стране в перспективе также придется дополнительно оговаривать вопросы поддержки своей экономики на новых условиях.
Единым блокомЕще недавно все три страны — Россия, Беларусь и Казахстан — объявляли, что намерены вступать в ВТО единым блоком. Однако спустя время они заявили, что отказываются от такой стратегии и будут работать по индивидуальной программе. Примечательно, что Россия — это лишь «первая ласточка», уже известно, что практически сразу же за ней последует и Казахстан, переговорный процесс о вступлении нашего партнера по ЕЭП уже практически завершен, и не исключено, что присоединение к организации состоится до конца 2012 года. «Основная интрига в этом вопросе заключается в том, что вступление любой страны в ВТО является по регламенту сугубо приватным и к нему не допускаются третьи страны, в каких бы отношениях кто с кем ни состоял. Недавно стало известно, что Казахстан выторговал себе ряд условий, гораздо более выгодных, нежели Россия», — указывает Георгий Гриц.
В белорусском правительстве, понимая возможные сложности, связанные с тем, что соседи приняты в «клуб», а мы — нет, экстренно принимают меры. В мае премьер-министр Михаил Мясникович на заседании Совмина даже поручил оценить для страны все последствия вступления России в ВТО. Кроме того, были даны поручения правительству, Минэкономики и МИДу разработать меры защиты отечественных производителей в новых условиях. Принимается во внимание и необходимость форсирования вступления Беларуси в ВТО. Белорусский МИД даже поставил дату, когда это должно произойти: завершить переговоры необходимо к 2013 году. Понимая, что ВТО, как большинство международных организаций, во многом политизирована, такие сроки могут показаться излишне оптимистичными.
Вместе с тем эксперты отмечают, что ВТО — это в определенной степени и проверка на прочность Таможенного союза, поскольку внутренние правила ТС и те обязательства, которые Россия и Казахстан берут на себя в рамках вступления в ВТО, существенно отличаются. Если ВТО делает акцент на либерализацию внешнеторговой деятельности, то в рамках ТС вводятся ограничения, в частности, на торговлю с третьими странами. Как Россия и Казахстан будут избавляться от этого противоречия, пока трудно сказать. Эксперты считают, что процесс «скрещивания» двух отличных друг от друга механизмов — ВТО и ТС — должен пройти безболезненно, и страны-участницы смогут скорректировать те таможенные пошлины, которые были унифицированы в ТС. В рамках ВТО практикуется создание отдельных региональных образований (еврозона, НАФТА, МЕРКОСУР и др.), поэтому главное, чтобы все страны регионального союза входили в ВТО, а торговые отношения с третьими странами были не жестче, чем те, которые предусмотрены для каждой из союзных стран.
--------------------------------------
КстатиВсемирная торговая организация — международное некоммерческое объединение, регулирующее внешнеэкономическую деятельность стран-участниц. Является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Образована 1 января 1995 года на основании системы взаимных договоренностей (так называемого Уругвайского раунда) между странами — членами ГАТТ. Членами ВТО по итогам 2010 года были 153 государства мира.
Основные функции ВТО: контроль выполнения торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров между членами ВТО, наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споров между членами организации. Главным условием присоединения к ВТО является приведение национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда. Процедура занимает в среднем 5—7 лет.Александр Бенько
Рэспубліка, 18 июля 2012
Ссылка на источник:
Зона свободной торговли