Парк не хуже, чем долина
Издание «Блумберг Бизнесуик» опубликовало статью, касающуюся развития в Беларуси ИТ-технологий.
Основной темой материала стала компания «Вайбер», костяк сотрудников которой составляют наши соотечественники. Предлагаем вашему вниманию сокращенный вариант этого текста:«Талмон Марко и Игорь Магазиник основали «Вайбер» меньше двух лет назад. Они управляют предприятием из Израиля, но сам «Вайбер» был разработан именно в Беларуси.
«Вот спросите — когда я в последний раз нанимал программиста в Калифорнии?» — говорит Марко, пока мы идем по проспекту Независимости, широкой центральной улице Минска. У моего собеседника темные волосы, оливковая кожа и он всегда одет в обтягивающую майку. «В Силиконовой долине, может быть, самые современные технологии и самые последние подходы, — вступает в разговор и Игорь Магазиник, бизнес-партнер Марко. — Но они при этом слишком зажаты, все делают слишком уж по учебнику».
А самое главное, разработчики в США и подобных странах обходятся очень дорого. Марко начинает считать про себя, бормочет цифры в шекелях, переводя их в доллары. «В Тель Авиве талантливый программист обошелся бы в 130.000 зеленых в год». За эту же сумму Марко, которому 39, и Магазиник, которому 37, могут заплатить сразу семи белорусским специалистам. Впрочем, именно это они и делают.
К настоящему времени 100 миллионов человек стали пользователями «Вайбера» — приложения, которое позволяет разговаривать и посылать друг другу СМС бесплатно. Программа появилась как конкурент ведущему провайдеру телефонной связи в Интернете «Скайп».
По словам Ховарда Хартенбаума, инвестора «Скайп», 2011-й стал знаковым: продажи смартфонов в мире впервые превысили продажи компьютеров. «Не думаю, что «Вайбер» выбьет «Скайп» из бизнеса, — говорит он. — Но они могут обойти его на мобильном рынке. «Скайпу» надо подумать о том, чтобы приобрести эту компанию».
Что делает рост «Вайбера» еще более замечательным — это местонахождение самых ценных его программистов. А именно: Беларусь. Шесть лет назад в стране открылась свободная экономическая зона, предоставившая налоговые льготы ИТ-предприятиям и их сотрудникам.
С тех пор экспорт программных приложений из Беларуси вырос более чем на 2000 %, достигнув в прошлом году 270 миллионов. Половину софта и ИТ-услуг приобретают американские компании. Среди международных клиентов — «Кока-кола», «Гугл», «Хэллибертон», «Шеврон», «Ситигруп», «Сиарс», «Колгейт-Палмолив», «Томсон Рейтерс» и «Виаком», а также «Сименс», «Мерседес-Бенц», «Бош», «Филипс», «Самсунг», «Барклейз» и Лондонская фондовая биржа.
* * *
Когда Марко и Магазиник, друзья по армии из Тель Авива, 9 ноября 2010 года запустили «Вайбер», они сделали это только в одном израильском магазине айфоновских приложений. Сообщили об этом нескольким друзьям, и затаили дыхание, когда их детище вышло в глобальное пространство.
В первый день «Вайбер» получил 18 новых клиентов. На шестнадцатый он добавил еще 1400. А на следующий день подписались уже около 3700 человек. Через три недели у приложения было около 31 тысячи юзеров.
Это так впечатлило Марко и Магазиника, что они решили выходить на мировой уровень. И меньше чем через месяц после дебюта «Вайбер» получил 1,8 миллиона пользователей. Сейчас через него проходит 2 миллиарда текстовых сообщений и 1,5 миллиарда минут разговоров в месяц.
Марко и Магазиник придумали идею программы после того, как их первая компания «АйМеш», запустившая в 1999 году приложение по обмену музыкальными файлами, стала жертвой правовых разборок, настигших все подобные платформы. Марко тогда много путешествовал и поддерживал связь с друзьями и коллегами через «Скайп». Но его коллеги всегда должны были быть в онлайне — сидя у стационарного компьютера или войдя в программу на смартфоне.
Раздосадованный тем, что всегда должен договариваться о выходе в онлайн, чтобы поговорить, Марко стал думать, как улучшить архитектуру «Скайп» и при этом оставить его бесплатным. И придумал «Вайбер», который работает в синхронизации со смартфоном, позволяя клиентам быть на связи все время. Размещая и принимая звонки через телекоммуникационные компании, но избегая их высоких тарифов.
«Скайп» же был разработан как программа для стационарного компьютера, и он так по-настоящему и не сделался дружественной для смартфонов. Чтобы быть доступным для звонка в «Скайпе», ты должен зайти в программу и оставаться в ней. Если это не так, позвонить тебе никто не сможет.
И все же, «Скайп» приближается к 1 миллиарду пользователей, и это делает его в 10 раз крупнее, чем «Вайбер». Марко и Магазиник говорят, что способны покрыть это отставание. И они верят, что нашли то самое место, где они смогут сделать это.
* * *
Еще во времена «АйМеш» Марко и Магазиник работали с программистом, который родился в Минске, через аутсорсинговую фирму в Киеве. И когда возник вопрос о подборе группы профессионалов для написания кода для «Вайбера», они вспомнили о талантливом разработчике, который к тому времени уже уехал из Украины домой в Беларусь. А там созрело новое поколение молодых, голодных и талантливых специалистов, которые вышли из университетов, рассчитывая на современную и высокооплачиваемую профессию.
Так Марко и Магазиник открыли для себя Брест — шестой по величине город страны, расположенный на границе с Польшей. Брест принял на себя первый удар операции «Барбаросса», нацистского вторжения в июне 1941 года.
Марко и Магазиник поняли, что вместе с белорусским коллегой, у которого к тому времени уже была своя компания, могут с успехом использовать выпускников Брестского государственного технического университета.
«Когда мы здесь начинали, в Бресте был лишь один отель, — говорит Магазиник. — А кнопки лифта отщелкивались, когда он приезжал на нужный этаж».
Брестский офис «Вайбера» расположен рядом с новой заправкой «Лукойла» в тени старых многоэтажек. В офисах чистота, за современными и ярко освещенными столами в пересекающихся комнатах сидят молодые энтузиасты. У «Вайбера» около 40 сотрудников в Беларуси, и все они миллиардеры уже сейчас — если считать в местных рублях.
Каждый год из белорусских университетов выпускаются около 4 тысяч специалистов сферы ИТ. Эти программисты также натасканы по математике, физике и другим наукам. Сейчас страна начала использовать их потенциал в минском Парке высоких технологий.
Директор ПВТ Валерий Цепкало когда-то был послом Беларуси в США. Пару лет назад он был в Монтерее, в Калифорнии, и встретил пару белорусов, работавших в Силиконовой долине. «Если эти парни так успешны здесь, — сказал он себе. — Почему бы им не добиться того же на Родине?»
Цепкало возвратился в Минск и начал пробивать идею. Ушло на это около 15 месяцев. Наконец, он убедил выделить средства и предоставить льготы, которые создали тепличную атмосферу для развития и удержания отечественных технических талантов.
Компании, которые приходят сюда, не платят корпоративных налогов, а подоходный налог для сотрудников снижен на 25-70 %. В парке сейчас 106 компаний, в них работает 12.500 человек. «Это самый большой кластер в Центральной и Восточной Европе», — говорит Цепкало.
* * *
Мы в Национальной библиотеке. Одна из аудиторий внутри заполняется представителями работающих в Минске ИТ-компаний и программистами, которые хотели бы попасть в их штат. Этот форум называется «Мобильный понедельник».
После нескольких скучных презентаций наступает время «Вайбера». По восторженному приему становится ясно, кто здесь «рулит». Марко проходит на сцену. У него на майке надпись: «Представьте человека, который никогда не перестает говорить». Свет в аудитории тухнет. Вспышки прекращаются. Марко начинает свою презентацию слайдом с изображением телефона первого поколения, увлекая аудиторию к самому началу.
Для молодой компании у «Вайбера» уже солидная клиентская база, но ее 100 миллионов пользователей — лишь 1,7 % от 6 миллиардов абонентов мобильной связи в мире. А это значит, у компании огромный потенциал для роста. И она ежемесячно прибавляет огромное число клиентов.
Выгодные условия в Беларуси позволили Марко и Магазинику обойтись в своей экспансии без сторонних денежных вливаний. Главный финансовый партнер компании — израильтянин, имени которого они не называют, — инвестирует также в рекламу, в африканское золото, в недвижимость, в производство взрывателей и в белизские деревья.
Сколько стоит «Вайбер», трудно сказать, поскольку компания предоставляет свои услуги бесплатно. Но «Майкрософт» заплатил за «Скайп» в прошлом году 8,5 миллиарда долларов.
Презентация Марко на «Мобильном понедельнике» подходит к концу, когда он обрисовывает теперешнее положение компании: «Мы прибавляем 230.000 клиентов ежедневно. Мы соединяем более чем 100.000 звонков одновременно. Мы — как небольшая телекоммуникационная компания».
«Не знаю, в курсе ли вы, — с напускной скромностью продолжает он. — Но «Вайбер» сделан в Беларуси». Толпа аплодирует. Кто-то свистит. Когда шум утихает, он выкладывает свое последнее сообщение для всех лиц там, в темноте: «И нам требуются люди».
Рэспубліка, 28 августа 2012
Ссылка на источник:
Bloomberg Businessweek: Убийцы «Скайпа» живут в Беларуси