В Беларуси необходимо сформировать компактную и эффективно работающую управленческую структуру в системе государственных органов. Об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 января на совещании по вопросам оптимизации структуры, численности и функций государственных органов, сообщили в пресс-службе белорусского лидера.
"Прежде всего нам следует сократить численность аппарата и упорядочить его функции. То есть отсечь все лишнее, что плодит бюрократию и мешает динамичному развитию страны, - сказал глава государства. - Здесь мы должны руководствоваться суворовским принципом: не числом, а умением добиваться результатов".
Александр Лукашенко считает, что постоянное совершенствование управленческой системы и ее механизмов является одной из главных тенденций в развитии современного государства. По его мнению, реформа государственного аппарата - это необходимое условие повышения эффективности государственной власти.
Президент отметил, что опыт в реформировании в Беларуси уже есть: "Начиная с создания стройной вертикали власти после первых президентских выборов. Во многом благодаря именно этому мы сумели преодолеть тогдашний системный кризис, охвативший все постсоветское пространство, и не допустили хаоса и обвала страны. И в дальнейшем органы власти и управления успешно решали сложные задачи подъема экономики, становления государственности и консолидации общества".
В то же время глава государства признал, что в последние годы управленческие структуры несколько разрослись. Александр Лукашенко подчеркнул, что им необходимо улучшать динамику и качество своей деятельности, в полной мере учитывать изменения в жизни страны и современные требования хозяйствования.
"Критерий определен: должна быть эффективность, должна быть оптимальная численность", - заявил Президент.
"Не разрушая, а совершенствуя формы и методы работы, органы власти только укрепят доверие народа и свои позиции в обществе. Наше государство не собирается уходить из важнейших сфер жизнедеятельности - ни из экономики, ни из политики, ни из социальной сферы", - сказал глава государства.
Александр Лукашенко подчеркнул, что в целом поддерживает предложения специальной комиссии, созданной для выработки решений по оптимизации структуры, численности и функций государственных органов. Однако, по его словам, есть ряд вопросов, которые следует более тщательно, основательно и всесторонне обсудить.
В частности, комиссия предлагает упразднить или объединить отдельные органы, министерства и ведомства. "Я не отвергал предложения комиссии, как это интерпретируется в отдельных средствах массовой информации, я просто их поставил под сомнение, сказав прямо, что я не знаю, как здесь лучше поступить. Давайте вместе подумаем", - сказал Президент.
Он подчеркнул, что критерием должна быть эффективность работы госслужащих. "Должна быть оптимальная численность, ничего лишнего. Вот исходя из этого давайте определимся: надо нам объединять налоговое ведомство, подчиняя его Минфину, или не надо, надо нам в Минэкономики сбрасывать Минторг и прочие ведомства или не надо", - отметил Президент. "Меня настораживает: Минфин сегодня и так немаленький, и Минэкономики еще больше. А мы говорим: давайте им еще функции отдадим. Может быть, и правильно. Но меня это настораживает. Не получится ли неуправляемый какой-то монстр, не получится ли так, что мы в угоду какой-то моде все это туда сбросим? Поэтому я ничего не отвергаю, просто хочу с вами посоветоваться", - сказал глава государства.
Александр Лукашенко подчеркнул, что при проведении преобразований не должно быть формализма и кампанейщины. "Нам это не надо ни для пиара, как некоторые тут, наша пятая колонна, говорят, ни для чего. Нам надо спокойное реформирование. И скажу откровенно: лучше это делать самим, по собственной инициативе, а не так, как это делается в Греции, Португалии или еще где-то. Вот этого допустить нельзя. Надо работать всегда на опережение", - считает Президент.
"Поэтому еще раз подчеркиваю: без формализма и кампанейщины. У нас нет в этом плане никакого критического состояния. Нас никто в спину не толкает", - сказал глава государства. "У нас и так государственный аппарат, если сравнивать по численности и определенным критериям с нашими соседями и даже с Евросоюзом, на порядок ниже. Но мы в связи с эффективностью деятельности нашей системы государственного управления можем еще сократить этот госаппарат", - считает Александр Лукашенко, добавив, что об этом говорит и работа комиссии.
Глава государства отметил, что ждет от участников совещания ответов на вопросы о том, какие необходимо принять решения, чтобы избавиться от надуманных и ненужных обществу функций государственных органов и повысить качество государственного управления, какой экономический эффект будет от предполагаемых сокращений.
Затронул Президент и вопрос повышения статуса государственной службы. "Надо обеспечить весомое положение госслужащего, чтобы это действительно был уважаемый человек", - считает Александр Лукашенко.
"Словом, давайте аккуратно, взвешенно подойдем ко всем этим вопросам и выработаем оптимальные решения, которые уже в самое ближайшее время необходимо активно и без проволочек реализовать на практике", - сказал Президент. При этом он подчеркнул, что в этом вопросе необходимо руководствоваться интересами государства и общества, а не отстаивать узковедомственные или местечковые позиции. "То, что мы должны сократиться примерно на четверть - это неизбежно. Давайте из этого исходить", - подчеркнул глава государства.
"Многие говорят, это мне председатель комиссии докладывал, и я его позицию здесь поддерживаю: вот, давайте мы посмотрим на функции, вот как тут сократить, если это невозможно? Нет, дорогие мои, вы сократитесь на четверть, а потом в правительстве, в министерствах смотрите, какие функции вы сегодня не должны исполнять. Нет - мы вам еще подскажем, - отметил Президент. - Но вы должны упорядочить свою систему сами, а не Кобяков с Петкевич вам должны рисовать эти схемы. Вы лучше знаете где, от чего надо избавиться. Но чтобы система работала!" - предупредил Президент.
В качестве примера Александр Лукашенко привел ситуацию с посевной кампанией, когда ее ход контролируют все, начиная от главы государства, членов правительства. "Слушайте, это не наша функция! Мы для того, чтобы посеять и даже быстро убрать, для крестьян сделали больше, чем кто-либо из соседей, и вообще больше, чем когда-либо для них делалось. Техника есть, люди есть, организация, помощь, поддержка и так далее - пожалуйста. Эта сфера - зона деятельности губернатора. И то - сеять должен не губернатор, а руководитель сельскохозяйственного предприятия под контролем председателя райисполкома. Туда надо передать эти функции. Не дай Бог губернатор приехал и увидел, что что-то не так, должно быть всем жарко. Вот и все! Тогда будет эффективность", - считает глава государства.
По его мнению, в сельском хозяйстве высшие органы власти должны заниматься расширением номенклатуры товаров для импортозамещения, а также принимать решения, способствующие сохранению сельскохозяйственной продукции. Александр Лукашенко озвучил данные ООН, согласно которым треть продуктов питания в мире выбрасывается или гибнет при хранении, в то время как в мире голодают миллиарды людей. "В Евросоюзе больше всего выбрасывают продукты, слишком богатые стали, а в развивающихся странах не умеют хранить. Что у нас? Наверно, есть и то, и другое", - отметил глава государства.
"Хранение сельхозпродукции - это вопрос вопросов. И председатель райисполкома один этот вопрос не решит, и даже губернатору нужна поддержка. Вот, пожалуйста, вице-премьер, чем он, кстати, неплохо занимается, на мой взгляд, пускай подключается к этому, контролирует строительство баз хранения продуктов питания и создания новых видов товаров, которые нужны для нашего народа, чтобы нормально питаться и не завозить из-за границы. То есть надо посмотреть на суть своей работы", - считает Президент.
Александр Лукашенко добавил, что оптимизация затронет и Администрацию Президента, и правительство. "Я смотрю и удивляюсь: в правительстве и помощники, и советники - кого только там нет! У Президента - один помощник, который справляется со всей работой, и в приемной два человека. А я смотрю у моих подчиненных по десять помощников, по десять советников! Дорогие мои, чем они у вас занимаются?" - обратился глава государства к присутствующим.
При этом Президент заметил, что сокращать необходимо в первую очередь тех работников, которые не справляются со своими должностными обязанностями.
"Мы высвобождаемся и должны освободиться от тех, кто не старается. Кто старается и хорошо работает, тот должен остаться в государственном аппарате. Тот, кто верой и правдой служит государству и народу, должен работать в государственном аппарате. И там должны работать только такие люди", - подчеркнул Президент. "Оттуда должны уйти люди, которые не хотят работать, плохо работают, которые просто не туда попали", - добавил глава государства.
"Вот в чем суть этого сокращения, а не то, что росчерком пера повыкидывать людей на улицу, поломав им судьбы", - отметил Президент. Он также добавил, что таким решением не должны настроить против себя значительную часть общества. "Ни в коем случае это нельзя делать", - сказал Александр Лукашенко.
Вместе с тем глава государства высказался против предоставления сокращаемым госслужащим каких-либо льгот, привилегий и выплат. "Какие еще могут быть дополнительные выплаты, где вы возьмете эти деньги для выплат? Размахнулись! - подчеркнул Президент. - Мне тут комиссия вносит предложение о целом ряде льгот, привилегий и выплат. Так вот я хочу сказать, что никаких льгот, привилегий и выплат сокращаемым не будет!"
"Скажите, какие могут быть гарантии, льготы, выплаты людям, которые сегодня сокращаются и не могут работать по своему состоянию в государственном аппарате?" - добавил Президент.
"Во-вторых, есть люди, которые себя не видят в государственном аппарате. Он лучше будет работать в школе, в другой организации, на производстве. Так его туда и надо направить работать", - считает глава государства.
"Мы никого не хотим обидеть. Это не значит, что если завтра будет принято решение, то за сутки мы должны повыкидывать людей на улицу. Да нет! Давайте, допустим, в течение полугода спокойно устроим этих людей на работу", - сказал Президент.
Александр Лукашенко также обратил внимание и на заработную плату государственных служащих. "У нас недопустимо низкая заработная плата у госслужащих. Ну просто никакая зарплата! - сказал глава государства. - У нас некоторые руководители предприятий, сидящие на дотациях, или же руководители, которые вообще лыка не вяжут, как в народе говорят, получают под 20 миллионов зарплату, еще и премию себе начисляют! А государственный служащий и половины того не имеет, тот, который работает. Поэтому недопустимо низкая зарплата".
При этом он подчеркнул, что повысить зарплату госслужащих можно, лишь оптимизировав их численность. "В противном случае у меня рука не поднимется подписывать документы о повышении зарплаты госслужащих, которых у нас десятки тысяч", - сказал Президент.
"Вы же понимаете психологию нашего народа, - заметил глава государства. - Давайте оптимизируем численность, чтобы народ нас понимал: да, у госслужащих нормальная, достойная зарплата, но их число у нас оптимально".
"Давайте обсуждать конкретно, как будем действовать, чтобы и людей не обидеть, и дело сделать, и нормальную зарплату дать тем, кто там останется, - сказал Президент. - У нас вакансий в госаппарате огромное количество, а это уже, можно сказать, половина того, что мы хотим сократить".
О предложениях по оптимизации структуры, численности и функций государственных органов доложил премьер-министр Михаил Мясникович. По его словам, белорусская система госуправления не громоздкая и не дорогостоящая, особенно в сравнении с другими странами. "В сопоставимых с нашей страной по населению и территории государствах, таких как Австрия, Словакия, Болгария, численность центральных аппаратов министерств без учета сотрудников силовых ведомств и общая численность чиновников в 1,5-2 раза выше, чем в Беларуси", - отметил премьер.
В Беларуси также значительно ниже расходы на государственное управление. Так, удельный вес в ВВП на содержание госаппарата в Беларуси составляет всего 1,2%, что в разы ниже, чем в целом ряде европейских стран. Аналогично и с численностью работников госорганов. В Беларуси без учета сотрудников силовых ведомств их 56 тыс., в то время как в Словакии - 66 тыс., а в Австрии - 85 тыс.
Удельный вес численности занятых в органах госуправления к численности занятых в экономике в Бельгии составляет 8,9%, Греции - 8,8%, Венгрии - 7,8%, Болгарии - 7,6%, около 6,5% в Чехии и Португалии. В то же время в Беларуси этот показатель составляет только 3,6%.
Компактность существующего госаппарата подтверждается и в сравнении с БССР. Численность работников центральных государственных органов в то время сравнима с численностью управленцев в современной Беларуси. При этом следует учитывать, что тогда многие вопросы решались в Москве, как столице СССР, а также существовал партийный аппарат, отметил Михаил Мясникович.
В целом правительство считает, что сокращение численности и структуры госорганов следует проводить вместе с функциональной оптимизацией. При этом функции министерств, которые планируется ликвидировать, не должны провиснуть, а будут переданы в другие ведомства.
В частности, функции Министерства торговли предполагается распределить между Минэкономики, МИД, БелТПП, облисполкомами и Мингорисполкомом.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства, как ожидается, войдет в структуру Минстройархитектуры, а Министерство по налогам и сборам в структуру Минфина.
Было также озвучено предложение о ликвидации Государственного комитета по науке и технологиям и распределению его функций между Минобразования, НАН Беларуси, Минэкономики и отраслевыми министерствами. Однако Михаил Мясникович считает, что в этом случае ответственность за инновационное развитие будет размыта, а потому все-таки следует сохранить это ведомство.
Кроме того, есть предложения по ликвидации и реорганизации департаментов в некоторых министерствах.
Что касается концернов, то, по мнению правительства, ликвидировать их не следует, тем более, что работники административно-управленческого персонала этих организаций не являются госслужащими и содержатся не за счет бюджета. Тем не менее, премьер-министр считает возможным также оптимизировать численность концернов, но на меньший процент, чем тот, который предлагается госкомиссией.
Михаил Мясникович также концептуально поддержал предложения комиссии по оптимизации численности чиновников в местных органах власти, предложив еще раз проработать вопрос сокращения на уровне районного звена, которое непосредственно работает с людьми на местах.
По данным премьер-министра, планируется, что оптимизация затронет 13 тыс. госслужащих (около 40 тыс. человек с учетом членов их семей). По расчетам Министерства финансов, годовая экономия по фонду оплаты труда, вызванная сокращением госаппарата, составит Br1 трлн. в текущих ценах.
Как отметил Михаил Мясникович, проведенный в 2012 году в аппарате правительства пилотный проект по сокращению численности показал, что практически безболезненно эти вопросы решаются в течение полугода.
Премьер-министр перечислил некоторые социальные гарантии, которые предполагается сохранить за сокращаемыми госслужащими. Он в том числе предложил снизить для них необходимый стаж работы на госслужбе, за который полагается повышенная пенсия, с нынешних 20 до 17-18 лет.
Александр Лукашенко в целом согласился с тем, что за сокращенными госслужащими должны сохраниться некоторые социальные гарантии, однако в части пенсий предложение не поддержал: "Зачем влезать в эти вопросы? Тем более, это надо понимать даже не как сокращение госаппарата, а как оптимизацию с трудоустройством людей".
"Да, я могу согласиться и по медицинскому облуживанию, и по образованию, если кредит выдали, ладно, дадим на год возможность пролонгировать - это будет по-человечески, но сокращать стаж для пенсии, делать еще какие-то выплаты я категорически против", - подчеркнул глава государства.
"Это не худшие, опытные люди. Им надо дать шанс работать на новом месте, и мы их должны трудоустроить", - отметил Президент.
"Мы еще не знаем, будем мы людей предпенсионного возраста увольнять, у которых стажа не хватает, или молодежь. Проведем оптимизацию, и каждый губернатор доложит, сколько таких людей, и потом примем решение. Мы никого не должны обидеть. Это главное. И мы никого не обидим. Это я вам гарантирую", - добавил Александр Лукашенко.
"Второй фактор - повышение денежного довольствия государственных служащих. А после этого мы еще вернемся к статусу госслужащего. Я за то, чтобы государственный служащий - был служащий номер один в стране. Это даже, может, важнее, чем человек в погонах. Потому что нам вменено в обязанности на разных уровнях управлять этими людьми в погонах. Поэтому и статус госслужащего значительно должен быть повышен", - считает Президент.
По поводу перспектив сокращения госслужащих в местной вертикали власти на совещании высказались губернаторы Минской и Брестской областей Борис Батура и Константин Сумар. Они сошлись во мнении, что проводимая в стране оптимизация должна в большей степени затронуть республиканские органы управления. Что касается облисполкомов, то больших сложностей в сокращении их штатов нет, и это можно сделать даже больше, чем на 25%. В меньшей степени, по мнению губернаторов, сокращение должно затронуть райисполкомы - не более 15%, а численность сельских и поселковых советов вообще не следует трогать, так как именно на них завязан основной объем работы с людьми. Тем не менее, можно высвободить дополнительные резервы за счет укрупнения этих советов.
"Я абсолютно с вами согласен. По сельским советам нам давно надо разобраться", - отметил Президент, обращаясь к Борису Батуре.
Глава Администрации Президента Андрей Кобяков в связи с этим внес предложение, чтобы для регионов численность госслужащих местной вертикали власти определялась в целом, а облисполкомы бы уже самостоятельно распределяли ее между райисполкомами в зависимости от необходимости.
Отдельно был поднят вопрос о дебюрократизации, уменьшении документооборота. "Мы должны работать с людьми и, особенно райисполкомы, организовывать работу на местах. У нас же из-за огромного бумажного потока мы вынуждены отрывать людей от непосредственной работы, которой они занимаются", - посетовал губернатор Минщины.
"Что касается бумаг, Андрей Владимирович (Кобяков), вы у нас занимаетесь дебюрократизацией в стране, возглавляете этот процесс, так вы определитесь, наконец, один раз, чтобы больше никто не говорил, что кто-то много чего-то пишет", - сказал Александр Лукашенко.
Михаил Мясникович с некоторой долей иронии объяснил ситуацию следующим образом: "Не много пишущих, много требующих".
В подтверждение Константин Сумар привел пример, что порой приходится предоставлять данные вплоть до того, сколько к Новому году было сформировано подарочных пакетов для детей, сколько и какие конфеты положили.
"Вы нам дали поручение в прошлом году по реконструкции молочно-товарных ферм, и на ваше поручение мы получили 9 поручений от Совета Министров, 4 поручения от Минсельхозпрода и одно поручение от Минстройархитектуры. Итого нам надо давать 14 ответов", - сказал Константин Сумар.
"У нас есть четкая законодательная база под статистику. Все, что утвердили по списку, то пишите, что не утвердили - один раз отдайте приказ своим подчиненным по вертикали гор- и райисполкомов не писать и не отвечать", - подчеркнул Александр Лукашенко. Президент также предложил отдельно прописать в будущем указе некоторые меры по уменьшению документооборота.
Вместе с тем, указал Михаил Мясникович, в немалой степени загружают пустой бумажной работой подчиненные структуры и сами облисполкомы, и привел пример из практики Брестской области.
Глава государства также предоставил слово руководителям, ведомства которых планируется ликвидировать: свое мнение по поводу предстоящей оптимизации на совещании высказали председатель Государственного комитета по науке и технологиям Игорь Войтов и министр торговли Валентин Чеканов. Отдельные их доводы о необходимости, как минимум, дополнительной проработки при ликвидации ведомств звучали вполне убедительно.
Александр Лукашенко в связи с этим поручил еще раз дополнительно изучить все предложения по оптимизации и возможные последствия. "Вопрос не в каком-то схематичном подходе к этому сокращению. Надо оптимизировать, чтобы не было излишеств. Но надо аккуратно посмотреть. Надо всегда делать очень осторожные шаги", - сказал Президент.
Одновременно глава государства еще раз предупредил о недопустимости ведомственного подхода. "Любой может подняться и обосновать свою необходимость. Эту крайность нам тоже надо видеть и не допускать. При подготовке этого документа еще раз выслушайте все аргументы, но не в том плане, что вот, мы незаменимые, хотим быть министрами, - подчеркнул Александр Лукашенко. - Да вы будете министрами, не волнуйтесь, у нас дефицит на министерские кадры. Любой из министров сокращаемого министерства всегда найдет себе работу, я найду вам работу - это моя задача. Поэтому вы за свою судьбу не беспокойтесь, вы смотрите на то, чтобы было лучше для государства".
"В общем, суть понятна. Отторжения у людей на местах нет, что нам надо этим путем пойти. Таким образом, мы за счет сокращения и плана увеличения зарплаты можем, я думаю, к концу первого полугодия значительно повысить денежное довольствие, - отметил Президент. - Это должна быть достойная заработная плата, чтобы если человеку предложили должность председателя гор-, райисполкома, он с удовольствием на нее шел, зная, что в материальном отношении ничего не потеряет".
"Я чувствую, что 25% мы запросто можем сократить, высвободим почти $130 млн. по году. Это хорошие деньги. И плюс из бюджета добавим, и это тот фонд, которым мы можем располагать для повышения заработной платы оставшимся, - продолжил Александр Лукашенко. - Поэтому давайте таким образом пойдем и за первое полугодие полностью утрясем эту структуру, ориентируясь на 25% сокращения численности. Двадцать пять процентов в целом - это святое. Дальше можно забыть об этом вопросе, потому что в сравнении с другими странами у нас и численность мизерная, а что касается денежного довольствия, так оно вообще никакое".
Применительно к срокам проведения оптимизации, глава государства отметил, что полгода - это максимальный срок. "Это не значит, что вы будете растягивать на шесть месяцев. Но и гнать лошадей здесь не надо. Потому что это судьбы людей", - сказал он.
Соответствующий проект указа должен быть представлен Президенту в первом квартале нынешнего года, а в течение полугода необходимо провести оптимизацию. "1 июля вы мне доложите, что все приведено в порядок. И не дай Бог (это будет отдельным пунктом в указе) у вас появятся "подснежники" и вместо этих людей вы в подчиненных организациях будете иметь большую численность, потому что следующим этапом пойдут подчиненные вам организации", - предупредил Президент.
"Когда ко мне поступит указ, те, кто имеет свою позицию, приложите к нему, соберите замечания. Любой член правительства, губернатор, если у него есть какие-то замечания, пусть приложат. Если надо, я приглашу, и еще раз обсудим. Я не буду чисто умозрительно механически подписывать этот документ", - резюмировал Александр Лукашенко.
11 января 2013, Минск
БЕЛТАСсылка на источник:
Александр Лукашенко поручил в течение полугода оптимизировать структуру, численность и функции госорганов