В Вильнюсе завершился саммит "Восточного партнерства" ("ВП"), которого с таким нетерпением ожидали в Евросоюзе, и результаты его стали достаточно предсказуемыми. Парафированы соглашения об ассоциации между Молдовой и ЕС, Грузией и ЕС, подписано соглашение об упрощении визового режима между Азербайджаном и ЕС. Главная интрига саммита была связана с Украиной. Эта страна с почти 46-миллионным населением, которую накануне саммита активно "майданило", все-таки не решилась делать ставку на европейские стандарты, а все разговоры о демократии и правах человека оставила за скобками. И хотя мнение жителей этой страны накануне саммита разделилось, украинское руководство приняло решение взять курс на сближение с Таможенным союзом в целом и Россией в частности. Попытаемся разобраться, насколько принятое решение оптимально для Украины.
Политика Украины отличается крайней неустойчивостью. Порой очень сложно предсказать, каких конкретно шагов ожидать от руководства этой страны. Накануне саммита в Литве Украина выдвигала условия попеременно то Европейскому, то Таможенному союзам, что было связано со стремлением получить определенные денежные преференции от ЕС, а также желанием покупать энергоносители у России по сниженным ценам. Эксперты на постсоветском пространстве окрестили украинскую политику торговлей за более выгодные экономические условия и, наверное, оказались правы. Но все вполне логично: вряд ли какая-либо страна захочет пополнять международный экономический блок в ущерб собственной стабильности. Это рынок, это политика, и выживают здесь только сильнейшие. Или... более-менее хитрые. А в политических маневрах, как известно, украинскому руководству опыта не занимать.
Перспективную экономическую ситуацию по линии Украина - ЕС в случае подписания соглашения об ассоциации моделировали все кому не лень. Ее развитие виделось неоднозначным в силу различной по своей силе и обоснованности аргументации, однако большинство аналитиков сходилось и до сих пор сходится во мнении, что подписание этого документа чревато серьезными экономическими трудностями для страны, и на какой период они могут растянуться, неизвестно.
Подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом влечет за собой необходимость внедрения европейских стандартов. Однако всерьез инвестировать в украинскую экономику никто, по всей видимости, не намеревается. Сама Украина модернизацию предприятий вряд ли потянет. Все, что смог на первых порах предложить Украине ЕС, - финансовая помощь в размере около 1 млрд. евро, которую украинский премьер-министр Николай Азаров назвал помощью нищему на паперти. При этом обещание предоставить эти деньги было устным, а сроки их выделения - крайне неопределенными. Заботясь о собственных интересах, Украина не раз обращалась к ЕС с просьбой компенсировать ее потери в результате закрытия для страны рынков России и других государств СНГ. Но решение ЕС - 1 млрд. евро. А ведь это совсем небольшая сумма, если сравнивать ее с ресурсами, направленными на спасение от банкротства стран Южной Европы. С 2010 года только на помощь Греции, Испании и Португалии из разных инструментов ЕС и ресурсов Международного валютного фонда назначено более 420 млрд. евро.
Видимо, не рассмотрев для себя на ближайшее будущее перспектив в сближении с Европейским союзом, Украина вновь взяла курс на интеграцию с Россией. Маятник в очередной раз качнулся в сторону славянских стран, с которыми Украину объединяют давние политические, экономические и культурные связи. Правительство этой страны на заседании 21 ноября приняло постановление, согласно которому процесс подготовки к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС был приостановлен. При этом правительство пояснило, что постановление принято в интересах национальной безопасности Украины с целью более детального изучения и наработки комплекса мероприятий, которые страна должна выполнить для восстановления объемов и направлений торгово-экономических отношений с Россией и другими странами СНГ. Николай Азаров заявил: "Мы видим в России не просто нашего торгово-экономического партнера. Это та страна, с которой мы вместе жили под одной крышей, и поэтому чем лучше идут дела в России, тем больше для нас возможностей развиваться. Сама жизнь заставила нас жить вместе, сама жизнь не разделяет, а объединяет".
Не стоит думать, что на этом украинский маятник перестанет раскачиваться. Возможно, на майдане страсти в ближайшее время поутихнут, но от стратегического планирования и моделирования различных экономических ситуаций Украина, конечно, не откажется. Совершенно очевидно, что пока эта страна не намерена сжигать мосты в Евросоюз. Об этом свидетельствует хотя бы одно из последних заявлений президента Виктора Януковича о том, что Киев не меняет курс на евроинтеграцию, но подписание соглашения с ЕС возможно лишь тогда, когда Украина будет экономически к этому готова. Подписание документа отложено до марта 2014 года, когда состоится саммит Украина - ЕС. Как планируется, к этому времени совместная рабочая группа должна разрешить все противоречивые вопросы. Не исключено также, что ассоциация может быть отложена на несколько лет. Это связано, во-первых, с выборами в Европарламент в 2014 году. Во-вторых, на 2015 год запланированы президентские выборы в Украине.
Если задуматься, для чего же Евросоюзу нужны новые восточные партнеры, ответ напрашивается сам. Во-первых, страны "ВП" рассматриваются как источник трудовых (и не только) ресурсов. Во-вторых, им можно сбывать продукцию из Европы не самого лучшего качества. В-третьих, ассоциированными восточными партнерами гораздо проще управлять и, как следствие, вносить выгодные коррективы в процессы, происходящие в рамках Содружества Независимых Государств. Кроме того, важнейшая стратегическая задача ЕС - обеспечение своих стран бесперебойными поставками нефти и газа. Поэтому государства "ВП" рассматриваются еще и как зона транзита российских энергоносителей, которую очень хочется контролировать.
Однако вернемся к Украине и ее экономическим перспективам в случае ассоциации с ЕС. Очевидно, что Евросоюзу, который в связи с кризисом и так переживает не лучшие времена, а к тому же пытается спасти утопающих из своих рядов, абсолютно невыгодно закрывать собственные промышленные предприятия. Зачем же в таком случае ему потенциальные конкуренты в лице крупных украинских предприятий? Сближение Украины с ЕС может привести к тому, что закроется ряд украинских предприятий, что ухудшит экономическую ситуацию в стране. Это повлечет лишение миллионов украинцев рабочих мест. А ведь речь идет только об ассоциированном членстве Украины в ЕС. До официального вступления в Евросоюз может пройти десятилетие, пока государство будет выходить на европейские нормы и стандарты.
Не стоит думать, что ассоциация Украины с ЕС может повлечь только плачевные последствия. В активе у новых членов ЕС - более четкая специализация в мировом разделении труда, рост экспорта товаров с более высокой добавленной стоимостью, увеличение инвестиционной привлекательности экономик. Возможность европроизводства в Украине - один из главных плюсов для страны. Однако до тех пор, пока западные компании приспособятся к условиям работы в Украине, должно пройти какое-то время. Чисто теоретически ситуация с производством может стабилизироваться после внедрения европейских стандартов (будут работать предприятия, люди получат рабочие места), но опять же - в настоящее время вкладывать средства в модернизацию экономики некому.
Еще одно преимущество - открытие для Украины рынка ЕС. При этом открытие рынка вовсе не означает реальный доступ на него, и виной тому пресловутые европейские стандарты.
Следующий плюс от сближения с ЕС - возможность получения Украиной кредитов из международных финансовых структур, в числе которых МВФ и ЕБРР. Но ведь теоретически те же кредиты Киеву может предоставлять и Москва.
Имея подписанное соглашение об ассоциации с ЕС, Украине было бы проще добиться преференций для получения виз, более свободного перемещения рабочей силы и оснований для законной работы украинцев в Европе. С другой стороны, Брюссель пока не готов включить в свой состав страну с многомиллионным населением и предоставить украинцам возможность безвизового въезда на территорию ЕС. Не стоит забывать, что за процессом ассоциации Украины и ЕС пристально наблюдают другие страны, которые также ожидают от ЕС определенных преференций и шагов в свою сторону.
Так или иначе, пока Украина сказала Евросоюзу нет. Саммит "Восточного партнерства" прошел, его итоги подведены. Но сторонники евроинтеграции все еще бушуют на майдане. А ведь сегодня в том же Киеве пройдет финал международного детского песенного конкурса "Евровидение-2013", о котором на фоне баталий за независимость и суверенитет все, похоже, забыли. Песенный праздник вроде бы не испорчен, а вот осадок остался…
Антонина Ключникова
БЕЛТА, 30 ноября 2013
Ссылка на источник:
Украина пока сказала Евросоюзу нет