Ситуация вокруг возможного дефолта Украины обострилась. О том, что государство может в новом году приостановить выплаты по своим обязательствам, заявляли в последние две недели многие эксперты, включая Андрея Илларионова. Масла в огонь подлил министр финансов России Антон Силуанов. По его словам, Украина нарушила условия трехмиллиардного кредита, выданного Киеву (тогда еще в лице президента Виктора Януковича и премьера Николая Азарова) в позапрошлом году.
Договор о выкупе украинских облигаций, подписанный в декабре 2013 года, предусматривал ковенант, запрещающий Украине наращивать свой долг выше уровня в 60 процентов ВВП. Между тем эту отметку страна перешла еще осенью прошлого года. Таким образом, Россия на протяжении последних нескольких месяцев имела право потребовать досрочного возвращения долга. Этого не произошло, более того, Москва давала понять, что не собирается воспользоваться ковенантом. Однако теперь риторика изменилась.
Если РФ все же истребует долг, у Украины практически нет шансов избежать дефолта в ближайшие пару месяцев. Валютные резервы Национального банка Украины составляют 8 миллиардов долларов, тогда как объем долгов, подлежащих выплате в течение этого года (без учета российского), достигает 10 миллиардов. Причем объемы резервов стабильно сокращаются, поскольку Нацбанк вынужден тратиться на поддержку валютного курса. Выходит, Киеву придется либо отказаться от выплаты этого долга, либо израсходовать последние средства на его погашение и пропустить тем самым следующий платеж.
Однако пока с заявлением Силуанова не все ясно. Кремль никак не выражал желания привести Украину к дефолту. Скорее, речь идет о давлении для достижения результата в политических вопросах. Но и помимо возврата этого кредита проблемы у Украины острейшие.
Год назад ситуация для Украины выглядела неприятной, но терпимой. Резервы — около 20 миллиардов долларов, госдолг — около трети ВВП. Но последующие события все резко изменили.
Падение гривны, возврат долгов МВФ, взятых во время предыдущего кризиса, обвал ВВП привели финансовую систему страны на грань катастрофы.
Международные инвесторы реагировали на эти обстоятельства весьма последовательно. Стоимость страховки Украины от дефолта сейчас самая высокая среди всех стран мира, за исключением Венесуэлы. Даже Греция, где лидер наиболее популярной в данный момент партии Алексис Ципрас прямо заявляет о необходимости списать долги накануне выборов, находится в лучшем положении (в отличие от Украины, Брюссель будет удерживать Грецию на плаву до последнего).
Из текущей статистики тающих резервов видно, что расплатиться по внешним долгам в текущем году для Украины нереально.
Единственная надежда — Международный валютный фонд, размышляющий сейчас о том, стоит ли выделять Киеву очередной транш. По подсчетам экспертов фонда, Киеву в 2015 году потребуется не менее 15 миллиардов долларов. Такие деньги у МВФ есть, но есть и сомнения, стоит ли их выделять стране, чья финансовая система в обозримом будущем не сможет выжить без подключения к аппарату жизнеобеспечения.
Дело в том, что кредит МВФ фактически означает лишь откладывание решения вопроса о задолженности Украины в долгий ящик. По-иному могло бы быть только в случае, если на Украине случится стремительный посткризисный рост экономики. Но надежды на это мало — скорее всего, ВВП продолжит падение и в наступившем году, а предсказывать что-либо на следующий совершенно невозможно. В целом экономический спад в 2014-2015 годах оценивается в 12-20 процентов, а некоторые специалисты предсказывают обвал почти на треть.
Чтобы расплатиться по долгам, Украине нужны стабильная валютная выручка и положительный торговый баланс. Однако ключевой экспортный регион, Донбасс, охвачен гражданской войной, да и для остальных территорий мировая конъюнктура рисует не самые прекрасные перспективы: цены на продукцию металлургии остаются низкими. За счет сельского хозяйства, которое по соглашению об ассоциации с ЕС получает определенные преференции, вытянуть всю экономику нельзя. Поднять новые индустрии в течение пары лет — совсем уж фантастический сценарий.
Так что «когда» в отношении дефолта на Украине более актуально, нежели «если». Конечно, могут возникнуть разные новые обстоятельства, но попытка их предсказать — дело неблагодарное. Легче оценить, во что обойдется украинцам, их соседям и Европе в целом отказ платить по обязательствам.
В принципе, дефолт — не конец света. Да, это влечет за собой негативные последствия, начиная с оттока капитала, заканчивая полным крахом доверия к собственной валюте, но все это на Украине происходит и сейчас. Большинство населения последствия на себе, конечно, ощутит, но трагедией для украинцев, привыкших к непростой экономической и политической ситуации, дефолт не станет.
Самая главная неприятность — это обвал гривны. Если Украина перестанет платить по долгам, на новые иностранные кредиты ей рассчитывать не придется в течение нескольких лет. Соответственно, валюте в стране взяться будет неоткуда.
Спрогнозировать, насколько рухнет гривна, достаточно сложно — частично ее снижение уже было заложено в ожидания инвесторов. Но по всей вероятности, доллар едва ли будет стоить менее 20 гривен.
Значит, Украину ждет дальнейший обвал импорта и, соответственно, обрушение тех сфер экономики, которые с ним связаны. Экономический кризис на Украине может затянуться, но может и, обострившись, раньше закончиться. Другой вопрос, что гарантий восстановительного роста никто не даст. При этом платежный баланс окажется в стабильном плюсе, так как страна сможет покупать товары и услуги лишь на ту сумму, которую выручит от экспорта.
Внешняя инвестиционная деятельность на какое-то время будет заморожена, впрочем, она и сейчас находится на крайне низком уровне. В стране может быть введен валютный контроль, не исключен даже принудительный перевод валютных вкладов, ныне замороженных, в гривну по фиксированному государством курсу.
Зарубежные страны также будут затронуты украинским дефолтом, даже несмотря на сравнительно небольшие размеры украинской экономики. Инвесторы почти наверняка начнут уходить с развивающихся рынков, а стоимость заимствований для них существенно вырастет. В первую очередь последствия кризиса ощутит Россия. Во-первых, возникнут проблемы с прокачкой газа по Украине, которая в столь экстренной ситуации вновь не сможет оплачивать поставки для себя и примется отбирать топливо.
Проблемы с транзитом неизбежно скажутся на отношениях РФ и Евросоюза, что даст дополнительный козырь в руки поставщиков сланцевого газа из США. Вместе с тем перебои с поставками топлива могут превратить нынешнюю европейскую стагнацию в полноценный (и уже третий за последние семь лет) кризис.
По сути дела, никому дефолт Украины не выгоден, если, конечно, иметь в виду чисто экономические соображения. Но логика событий такова, что предотвратить дефолт в ближайшие два-три года (при условии выдачи новых траншей МВФ) или ближайшие пару месяцев (если кредит выдан не будет) способно только очень редкое стечение обстоятельств. «Хорошего решения» долговой проблемы Киева нет и не ожидается.
Дмитрий Мигунов
Лента, 13 января 2015
Ссылка на источник:
Дефолт самостийной. Почему банкротство Украины становится неизбежным