У СССР не было планов напасть на фашистскую Германию, сообщил директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко.
"Министерство обороны рассекретило много документов предвоенного периода. Они, в частности, опровергают версию, по которой к нападению якобы готовился Советский Союз, а Гитлер 22 июня 1941 года лишь нанес превентивный удар. Не было таких планов у советского руководства", - сказал С.Мироненко в интервью, которое опубликовано в газете "Коммерсант" 20 апреля.
"Да и 200 германских дивизий расположились тогда у советской границы, очевидно, не из предупредительных целей. Нашей разведке о скоплении войск противника было известно. И о точной дате нападения - 22 июня - сообщали многие агенты: документы по этому поводу рассекречены", - сказал глава Госархива.
"Сохранилось в архивах донесение Иосифу Сталину, которое направил ему нарком госбезопасности Всеволод Меркулов. Нарком назвал дату, сославшись на сообщение информатора - нашего агента в штабе люфтваффе. И Сталин собственноручно накладывает резолюцию", - сообщил С.Мироненко. По его словам, И.Сталин назвал источника дезинформатором.
С.Мироненко заявил, что И.Сталин не мог себе представить, что Германия после поражения в Первой мировой войне снова решится воевать на два фронта.
"Так что война, думаю, была внезапной прежде всего для товарища Сталина. Лично для него она стала катастрофой. А когда 28 июня пал Минск, у Сталина наступила полная прострация", - сообщил глава Госархива.
"Есть журнал посетителей кремлевского кабинета Сталина, где отмечено, что нет вождя в Кремле день, нет второй, то есть 28 июня. Сталин, как это стало известно из воспоминаний Никиты Хрущева, Анастаса Микояна, а также управляющего делами Совнаркома Чадаева, находился на "ближней даче", но связаться с ним было невозможно. Никто не мог понять, что происходит", - сказал С.Мироненко.
"И тогда ближайшие соратники - Клим Ворошилов, Маленков, Булганин - решаются на совершенно чрезвычайный шаг: ехать на "ближнюю дачу", чего категорически нельзя было делать без вызова "хозяина". Сталина они нашли бледного, подавленного… Он думал, они приехали его арестовывать. Когда понял, что его зовут возглавить борьбу, приободрился. И на следующий день был создан Государственный комитет обороны", - сообщил он.
Глава Госархива считает, что подписание с Германией пакта Молотова-Риббентропа было стратегической ошибкой советского руководства. С.Мироненко назвал ошибочной версию, что от подписания этого документа СССР выиграл.
"Авторы этой версии упускают из виду, что, подписав договор с Германией, мы получили общую с ней границу, которой не имели до 1939 года. Латвия, Литва, Эстония, Польша - они были для нас фактически буферными государствами. Какими бы слабыми ни были у них армии, но они в случае агрессии обеспечили бы нам неделю, а то и две, и не было бы этого "внезапного нападения".
Советско-германский пакт 1939 года - ошибочный, как и вся политика умиротворения агрессора, которой следовали в 1938 году и (премьер-министр Франции) Эдуард Даладье, и (премьер-министр Великобритании) Невилл Чемберлен, - сказал С.Мироненко.
"Германия создавала "армию вторжения": под штыки поставили несколько миллионов немцев. Армию надо кормить. Вот и поставлял Советский Союз в Германию зерно, мясо, молоко и прочую сельхозпродукцию. Поставляли нефть, благодаря чему Германия обеспечивала горючим танки. До 22 июня включительно из СССР шли эшелоны с редкоземельными элементами. Все это вело к эскалации войны. Пакт Молотова-Риббентропа - это стратегическая ошибка, если не сказать преступление советского руководства и лично товарища Сталина", - сообщил глава Госархива.
"Выполняя договор, СССР укреплял армию своего врага. Создав армию, Германия стала захватывать страны Европы, наращивая свою мощь, в том числе новыми военными заводами. И самое главное: немцы к 22 июня 1941 года обрели боевой опыт. Красная армия училась воевать по ходу войны и окончательно освоилась лишь к концу 1942-го - началу 1943 года. Добавьте сюда, что в годы большого террора были перебиты чуть ли не все высшие военные кадры, имевшие опыт командования крупными соединениями. И вам будет понятно, почему к сентябрю 1941 года количество наших солдат, оказавшихся в немецком плену, сравнялось со всей довоенной регулярной армией", - сказал С.Мироненко. Он заявил, что за последние годы рассекречено огромное количество документов, касающихся Великой Отечественной войны, и он благодарен Министерству обороны РФ за сайт "Мемориал", благодаря которому стали общедоступными сведения о погибших и пропавших без вести.
"Знаю также, что работники архива МО в последние годы делают колоссально много, чтобы узнать, что произошло с солдатами и офицерами, судьба которых до сих пор неизвестна. В картотеке неизвестных еще недавно было 2 млн судеб", - сообщил С.Мироненко. Он заявил, что поиск пропавших без вести в войне необходимо сделать общегосударственной задачей.
"Поезжайте в Псковскую область, где болота. Я ездил. Поднимаешь мох, а там кости лежат тех солдат, которые погибли, защищая родину. Поисковые отряды - это капля в море. Силами МО или нашей службы такую работу тоже не сделать. Судьбы многих не удается установить, потому что это начальный период войны, когда погибшими в боях, в окружении, в плену оказывались сотни тысяч. Их поиск - общегосударственная задача, которая не ставилась, не ставится, и не знаю, когда будет поставлена", - сказал С.Мироненко.
По официальным данным института министерства обороны России, безвозвратные потери Советского Союза в Великой Отечественной войне составили 26,6 млн человек. "Безвозвратные людские потери, в том числе гражданского населения от оккупации, - 26,6 млн человек", - говорится в материалах, представленных 8 апреля на заседании научного совета при Совбезе РФ старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института военной истории Минобороны Михаилом Монаковым.
По данным представители НИИ Минобороны, в частности, потери среди гражданского населения от оккупации фашистскими войсками части территории СССР в годы войны составили 13,7 млн человек. М.Монаков сказал, что из-за военных действий и оккупации фашистской Германией территории СССР, на которой до войны проживало 45% населения страны, общий материальный ущерб составил 679 млрд рублей, что соответствует потере 30% национального богатства.
23 августа 1939 года нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов и его германский коллега Иоахим Риббентроп подписали советско-германский пакт о ненападении и секретные протоколы к нему, следствием которых стал передел границ в Центральной и Восточной Европе на сферы влияния. В частности, балтийские государства и Восточная Польша попадали под влияние СССР. Также стало возможным вторжение гитлеровских войск в Польшу 1 сентября 1939 года, позднее в Польшу ввел войска СССР.
Ссылка на источник:
Сталин не собирался нападать на Гитлера первым