В Казахстане построят банк низкообогащенного урана. Его планируется открыть на базе Ульбинского металлургического завода, входящего в состав «Казатомпрома» и производящего топливные таблетки для АЭС. Это решение поддерживает и белорусская сторона.
Беларусь, как и Казахстан, активно работает в области освоения мирного атома. Проект строительства белорусской АЭС в данный момент находится на стадии активной реализации. Как отметил заместитель министра энергетики Михаил Михадюк, Беларусь готова делиться опытом строительства атомной станции с Казахстаном и поддерживать антиядерные международные инициативы. Кроме того, он высказал свое мнение, что создание Банка низкообогащенного урана МАГАТЭ позволит обезопасить атомные энергетики многих стран от политических и экономических рисков.
Сводим риски к минимуму
В то же время Михаил Михадюк отметил, что корпорация «Росатом» будет оставаться основным поставщиком ядерного топлива для Белорусской атомной электростанции.
«Между Беларусью и Россией подписано межправительственное соглашение по сооружению БелАЭС, которым предусмотрено, что корпорация «Росатом» готова поставлять ядерное топливо для Беларуси. Сейчас мы работаем над проектом контракта по данному вопросу», — сказал замминистра.
По его словам, международный банк низкообогащенного урана — это альтернатива поставки данного компонента для любой атомной станции в мире. Ведь сегодня от форс-мажорных обстоятельств не застрахован никто, и когда государство не имеет возможности приобрести обогащенный уран, который является одним из компонентов ядерного топлива, на коммерческом рынке, оно сможет воспользоваться этим банком.
В Казахстане сегодня ведутся активные переговоры по строительству своей собственной АЭС, и, возможно, в скором времени это решение будет принято.
Замминистра энергетики отметил, что макроэкономическая ситуация в России не сказалась на графике выполнения работ по строительству Белорусской АЭС и ее финансировании. Согласно документам, расчеты за выполненные работы со всеми организациями, которые осуществляют сооружение Белорусской АЭС, производятся в российских рублях. «Действительно, те макроэкономические процессы, которые происходили в конце прошлого года, не могли не сказаться на покупательной способности российского рубля. Вместе с тем мы оперативно рассмотрели эти вопросы, были приняты соответствующие меры, которые нам позволяют сегодня продолжать сооружение атомной станции в соответствии с графиками, утвержденными генеральным контрактом», — пояснил Михаил Михадюк.
Он уточнил, что закупка и поставка оборудования идет по графику. Препятствий по финансированию и оплате выполненных работ не было.
Во что обойдется урановый банк?
Любое государство, желающее развивать атомную энергетику, сможет обратиться в Казахстан с заявкой на топливо для своих АЭС. Поэтому были проведены двусторонние переговоры, на которых представители 10 профильных министерств и ведомств Казахстана обсуждали с представителями МАГАТЭ возможные риски и выгоду для республики от размещения банка сырья для ядерного топлива. Вкладывать свои средства белорусскому партнеру по ЕАЭС фактически не придется: для хранения 60 цилиндров с 80 тоннами гексафторида урана будет задействовано прежнее хранилище, которому потребуется небольшая модернизация и охрана. Основные же затраты лягут на плечи других стран. Объем финансирования данного проекта оценивается в 150 млн долларов. Фонд «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» предоставит $50 млн, США — $49 млн 540 тысяч, Европейский союз — $25 млн, Объединенные Арабские Эмираты — $10 млн, Кувейт — $10 млн, Норвегия — $5 млн. Сам же Казахстан затратит 400 тысяч долларов и решит вопросы с размещением хранилища на своей территории. Несмотря на то, что банк низкообогащенного урана находится на территории Казахстана, его управлением будет заниматься непосредственно МАГАТЭ.
Почти пятидесятилетний опыт работы с ядерными материалами, обеспечение безопасности, хранение, транспортировка соответствуют мировому уровню и развиваются под руководством МАГАТЭ.
«Я думаю, производство ядерного топливо даст толчок для еще большего развития урановой промышленности, которая сегодня является ведущей в мире. По запасу урана Казахстан занимает второе место, а по его добыче в 2009 году мы вышли на первое место. В недрах страны около 2 млн тонн урана, из которых разведано 1,6 млн тонн», — отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана в Беларуси Ергали Булегенов.
Он также подчеркнул, что почти пятидесятилетний опыт работы с ядерными материалами, обеспечение безопасности, хранение, транспортировка соответствуют мировому уровню и развиваются под руководством МАГАТЭ. Поэтому нет сомнений в том, что место для банка выбрано правильное. Этому способствует и стабильная внутриполитическая ситуация в Казахстане, и социально-экономическое развитие. Кроме того, Ергали Булегенов подчеркнул, что правоохранительные органы страны принимают исчерпывающие меры по недопущению террористических актов. Также посол заверил, что Казахстан выполняет все требования МАГАТЭ. Подписание договора о создании банка символически выпало на конец августа: 29 августа — день закрытия одного из крупнейших ядерных полигонов мира в Семипалатинске, где с 1949 по 1989 год было произведено 456 ядерных испытаний.
Поможем соседям
Банк низкообогащенного урана — не единственный проект «Казатомпрома», рассчитанный на развитие ядерной промышленности. По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла Казахстана в Беларуси Ергали Булегенова, в Казахстане сегодня ведутся активные переговоры по строительству своей собственной АЭС, и, возможно, в скором времени это решение будет принято. В прошлом году казахстанские специалисты уже побывали на площадке строящейся в Беларуси АЭС. По словам замминистра энергетики Беларуси, многие страны сегодня активно интересуются белорусским опытом, а корпорация «Росатом», генподрядчик проекта, отмечает успешную организацию работ и на этапе подготовительного периода, и на этапе строительства.
Илья Крыжевич
Звязда, 1 сентября 2015
Ссылка на источник:
Беларусь поделится опытом строительства АЭС. А Казахстан — ураном