Чтобы каждый инвестированный рубль в развитие фермерского хозяйства приносил дополнительный доход, Минсельхозпрод предлагает ввести новое направление финансовой поддержки аграриям. Предполагается предоставление субсидий на создание или развитие хозяйства. Так участие аграриев в общей продовольственной корзине страны станет больше. Сейчас это актуально как никогда. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях санкционного давления, нестабильности мировой экономики и сложной геополитической обстановки – задача №1 для государства. При этом, как говорится, на власть надейся, но и сам не плошай. По сути, такую позицию сейчас демонстрируют многие предприятия, работа которых усложнилась из-за санкций. Выходы ищут сами, вплоть до смены технологий производства.
На «Коммунарке» производят то, что любят все, от мала до велика. С начала года выпустили почти 10 тысяч тонн конфет и шоколада. Это кондитерский флагман страны. Но даже это предприятие не обошли стороной абсолютно недетские козни западных соседей. Санкции и геополитическая обстановка всё же оставили липкий след и на работе этой фабрики. Сложнее стало поставлять уже произведенную продукцию. Среагировать пришлось молниеносно, клиент свой заказ долго ждать не будет. На кону – репутация, заработанная тяжёлым трудом.
Борис Данилов, начальник отдела экспорта предприятия «Коммунарка»: «Если раньше логистический маршрут проходил через территорию Польши, то сейчас логистические маршруты идут по территории Российской Федерации. Транспортные компании идут навстречу, предоставляют новые тарифы. Это, в основном, касается отгрузок на Китай, плюс те товары, которые ездили через одесский порт, сейчас едут через порт Новороссийска».
Основной торговый партнер предприятия – Россия. Это уже сложившаяся традиция. Но одним направлением сыт не будешь, на фабрике это понимают, потому сейчас курс взяли ещё и на Юго-Восточную Азию. Плюс недавно подписаны новые контракты с Объединёнными Арабскими Эмиратами. Здесь делом демонстрируют, что готовы к любым условиям. Если надо, и технологию производства сменят – без ущерба для качества. Мобильность и деловая хватка для большого бизнеса – главные правила.
Сергей Анюховский, генеральный директор предприятия «Коммунарка»: «Раньше больше заменителей масла какао использовалось. Это поставляли страны западной Европы, сегодня они не хотят поставлять нам это сырье. Мы переходим на какао-масло, которое вырабатываем из какао-бобов, которые у нас на территории сейчас находятся и через два часа пойдут под пресс, и будет какао-масло. Что касается оплаты за сырье, то поменялись банки, поменялись финансовые потоки и пути. Последнее время курсовые разницы, да, они вносят свои коррективы, где-то приходится менять цену готовой продукции на конкретных, определенных рынках. Но это дело времени, фабрика в убыток не работает, адаптируемся к новым условиям».
Сырьё – это главная специфика производства. Оно импортное. Какао-бобы не произрастают в Беларуси. Основные страны-поставщики – Кот-д’Ивуар и Гана. А этот рынок и без санкций знатно штормит последние годы: то дефицит из-за неурожая, как следствие – высокая цена, то налоги местным фермерам, что также влияет на стоимость. В нынешней ситуации ещё и попробуй доставь сырье в нашу страну.
Эмма Глецевич, начальник производственного отдела предприятия «Коммунарка»: «Это всё учитывается при планировании производства. На сегодняшний момент мы работаем и надеемся, что ни в коем случае не остановимся. На сегодня у нас четырёхдневный запас какао-продукта».
Санкционное давление и непростую геополитическую обстановку на себе в той или иной степени почувствовали 80% белорусских предприятий. Всё же производители уверены, что в бизнесе холодный расчёт возьмет верх. Ведь в итоге сложившаяся ситуация – проблема общая.
Олег Жидков, председатель концерна «Белгоспищепром»: «В схемах товародвижения бизнес заинтересован точно так же, как мы заинтересованы в его получении. Нет сегодня антагонизма со стороны европейских поставщиков, американских поставщиков, не работать с предприятиями Республики Беларусь. Ищут способы поставки продукции, понятное дело. Они тоже испытывают определённые неудобства с изменением формата доставки, с изменением логистических привычных маршрутов и необходимости поиска альтернативных путей».
Какие бы штормы на мировом рынке не случились, одна из важных тенденций – обеспечение внутреннего рынка. Особенно сейчас, когда экономики многих стран штормит. В Евросоюзе рекордный рост инфляции – 7,5%, цены растут на всё. А перед человечеством стоит угроза голода. Тем временем Беларусь последние годы входила в топ-25 среди 113 стран мирового рейтинга продовольственной безопасности. Прочные позиции обеспечивают мясо и молоко. Производство мяса у нас выше на 40%, чем белорус в среднем потребляет, молока и молочных продуктов – почти в 3,5 раза больше. Теперь важно позиции удержать.
Михаил Русый, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального Собрания Беларуси: «Мы имеем реальный потенциал увеличить возможность получения продукции. Вот вы видите большие темпы прироста экспортного потенциала, идут под 7 миллиардов . Хотят люди муки больше – у нас есть, пожалуйста, приходите, платите, покупайте. Только спекуляции не должно быть. Надо сахар – есть сахар, колбаса, молоко, всё есть. 17% – темп прироста к прошлому году».
При этом, важно, чтобы продукты были по карману. Уровень надбавок для оптовиков, поставщиков и торговых сетей, а так же рентабельность для производителя – под контролем правительства. Главный посыл – не ущемить интересы всех участников рынка. Но самое главное, чтобы потребитель мог купить товар.
Не только себя накормим, ещё и за рубеж продадим. За два месяца этого года Беларусь экспортировала продукции более чем на 1 миллиард долларов. Речь об агропромышленном комплексе. Он тоже быстро переориентировался. Так что ещё и заработаем.
Телеканал
ОНТ, 4 апреля 2022
Ссылка на источник:
Реакция на трудности со вкусом: как санкции сказались на работе «Коммунарки»