Из-за разрушения Россией в результате авиаударов украинских нефтебаз и Кременчугского нефтеперерабатывающего завода в нашей стране возник острый дефицит топлива. К чему готовиться владельцам автомобилей, и как Украина может решить эту проблему.
На третьем месяце кровавой войны России против Украины в стране возникла острая нехватка автомобильного топлива. В результате ударов российских ракет полностью или частично уничтожено более двадцати нефтебаз по всей стране, а также разрушен единственный нефтеперерабатывающий завод – Кременчугский НПЗ.
Кроме того, украинский рынок топлива, ранее снабжавшийся преимущественно горючим из России, Беларуси и через морские порты, с началом широкомасштабного наступления варварской орды переориентировался на поставки из Европы исключительно сухопутным транспортом.
Всё это привело к тому, что украинским автомобилистам весной 2022 года стало крайне сложно найти бензин или дизельное топливо на АЗС.
Самым популярным вопросом в группах территориальных громад по всей стране стал: на какой заправке есть топливо и какой лимит выдачи за один раз? О цене уже даже речи не идет. Люди готовы покупать топливо даже с учётом серьёзного подорожания.
"В Ривне на каждой второй заправке нет никакого топлива. Там, где есть, то всего один или два вида горючего. Чаще всего – только сжиженный газ", - возмущаются пользователи соцсетей.
"Вчера раздобыли дизтоплива по 50 гривень. Довольные, как слоны", - похвастался водитель из Черновцов, добавив, что ещё пару месяцев назад покупал тот же ресурс за 32 гривны за литр.
Ажиотаж на горючее также активизировал мошенников, продающих несуществующее топливо по недействительным фейковым талонам. Нечистоплотные дельцы в ряде регионов на небольших заправках начали "в тихую" предлагать некачественное топливо, получившее в народе название "шмурдяк", которое быстро убивает двигатель автомобиля.
Не больше пяти литров на бак
Автолюбители жалуются, что некоторые бренды АЗС не дают возможности купить топливо прямо на заправке, а только через мобильные приложения, которые выставляют цены значительно выше.
"Ценник на АЗС при заправке один, а купить топливо возможно только через приложение. А в приложении оплачиваешь плюс пять гривень за литр. Война закончится, а покупатель всегда голосует кошельком", - написал автомобилист из Киевской области, отметив, что купил десять литров бензина А-95 почти за 480 гривень, при том, что согласно цене на стеле, плата должна была составить 428 гривень.
"На вопрос оператору: "почему так?", в ответ не услышали никаких аргументов: не хотите – не покупайте", - добавил водитель.
Крупные украинские сети АЗС ограничили количество топлива, которое отпускается "в одни руки". Например, сеть ОККО разрешила клиентам, которые имеют корпоративную карту Fishka, за раз заправлять свои авто десятью и большим объёмом литров бензина и дизельного топлива. Кто не имеет такой карты, лимит на один бак всего пять литров.
Для того, чтобы снова заправится на той же станции, нужно подождать минимум два часа. То есть, провернуть хитрость и разбить заправку полного бака на разные чеки – не выйдет.
Но, стоит отметить, что украинские сети по-прежнему заправляют горючим критическую инфраструктуру, автопарк доблестных Вооруженных Сил по топливным картам и талонам. На автогаз – ограничений пока нет.
"Умный подход" вместо ограничений
Наличие лимитов на заправку одного автомобиля особенно раздражает большое количество водителей, которые вынуждены стоять в многочасовых пробках.
Сети АЗС считают, что ограничения существуют для того, чтобы избежать ситуации, когда горючего не останется вообще, и позволяет заправиться большему количеству машин.
Но, существует и альтернативный подход, который позволит избежать излишнего потребления. В среде экспертов и автолюбителей нашло поддержку предложение: разрешить заправлять полный бак, но, при условии, что за каждую заправку нужно оплатить 40 литров топлива, даже если они не поместились в баке.
По словам экономиста Петра Чернышова, в одной очереди зачастую стоят те, у кого уже есть в баке как минимум 30 литров, и они могут ещё достаточно много проехать, но на всякий случай хотят заправиться. А также те, у кого пустой бак.
"Нам надо вот этих, у кого уже есть 30 литров, выгнать из очереди!", - написал он.
В связи с этим, рекомендуется использовать альтернативный Smart подход, позволяющий заливать не менее 40 литров в машину.
"Приезжаешь на заправку, платишь за 40 литров, заливаешь сколько влезет в твой бак. Если влезет меньше, то это твоя проблема. Сдачи не получишь…А сдачу сеть заправок может, например, перевести на ЗСУ или на лечение детей", - считает эксперт.
При этом, порог в сорок литров – обсуждаемая норма, он может быть и тридцать литров, учитывая, что машины имеют разные объемы топливных баков.
Горючее со временем будет, но дороже
Причину опустевших стел на заправках отечественные топливные компании объясняют нехваткой времени на пополнение запасов из-за разрушенной инфраструктуры и сложностей в расширении географии закупок.
"Горючее все же несется к нам из Европы. Как только прибудет, ограничения по отпуску горючего будут пересмотрены и смягчены", - отметили в компании ОККО.
В правительстве пообещали, что проблема с дефицитом топлива будет решена к середине мая. При этом, в связи со значительным увеличением логистических затрат, цены на топливо будут выше.
Первый вице-премьер – министр экономики Юлия Свириденко сообщила, что украинские операторы имеют законтрактованные объёмы топлива на территории Европы. И сейчас решается вопрос доставки этих цистерн на территорию Украины.
"Данная ситуация приведет к незначительному удорожанию нефтепродуктов, – это связано, в первую очередь, с большей ценой логистики из-за сложных маршрутов и использования нескольких видов транспорта", - сказала Свириденко.
Украинцам стоит свыкнуться с мыслью о том, что национальный рынок топлива уже никогда не будет таким, как раньше. Во-первых, с рынка постепенно исчезнет бензин марки А-92, поскольку в Европе его нет, а единственный производитель – завод в Кременчуге был варварски разрушен россиянами.
Во-вторых, нужно быть готовым к тому, что цены на горючее в Украине будут европейскими, то есть на 60 процентов выше уровня до масштабного вторжения на нашу землю путинской России. Это логично, ведь топливо до окончания войны и восстановления собственной переработки будет производиться в Европе, а затем транспортироваться в нашу страну.
Например, средняя цена дизеля в Польше около 7,5 злотых, в эквиваленте это 49 гривен за литр. В Литве бензин А-95 и дизель стоят свыше 1,7 евро, то есть 53 гривны. Как же в Украине он может стоить меньше, если его ещё нужно сюда привезти?
Повышением цен на горючее мы обязаны не столько желанию владельцев заправок нажиться на проблеме, сколько нападению "дикой" России на Украину и связанному с этим разрушению украинских топливных баз, дефициту нефти. Сюда можно добавить выделение топлива аграриям на посевную компанию и закрытие потребностей сектора обороны.
Сжиженный газ "зажигает" рынок
Эксперт Консалтинговой группы "А-95" Артем Куюн считает, в апреле этого года, когда дефицит топлива в стране стал особо заметен, многие оценили наличие в автомобиле газовой установки.
"Когда-то трудно было представить, что на стелах большинства АЗС будет светиться только газ, а ГБО (газобаллонное оборудование) станет для автомобиля с бензиновым двигателем залогом возможности движения как такового", - сказал эксперт.
Оценили значимость газа и трейдеры, ведь нерегулируемая правительством цена на него позволила хоть как-нибудь зарабатывать, а не закрывать заправку полностью.
По словам экспертов, большинство украинских трейдеров успели разведать европейские пути поставок газа: сформировать базу контактов, привести газовозы в соответствие с требованиями ЕС, изучить логистические особенности. Именно гибкие автомобильные поставки позволили достаточно быстро доставить этот ресурс в Украину, пока идет наладка стабильных железнодорожных поставок других видов топлива.
В то время, как с завозимыми с европейского рынка бензином и дизельным топливом до начала войны трейдеры такого опыта не имели, так что наполнение рынка осложнилось множеством неизученных логистических нюансов и периодическими ракетными обстрелами ордой украинской железнодорожной инфраструктуры.
Куюн считает, что даже после появления на заправках в достаточном количестве бензина и дизеля, спрос на сжиженный газ сохранится. Более того, сфера установки ГБО имеет все шансы выжить.
По данным Консалтинговой группы А-95, на 5 мая средняя стоимость автогаза в разных украинских сетях АЗС составила 31,4 гривну за литр, а ещё в феврале цена не превышала девятнадцати гривень.
"Кстати, по экономии. Горючее будет, но нужно немного подождать. Паническая заправка баллонов и канистр, случайные путешествия и лишнее потребление будут только расшатывать систему. Сейчас как никогда нужно ответственно отнестись к потреблению горючего, как к элементу нашей победы", - подчеркнул эксперт.
Украинским автолюбителям, которым действительно необходимо пользоваться машиной, нужно немного потерпеть. Энергетические компании и правительство стараются наладить новые пути поставок из Европы, но это не может произойти мгновенно: на это нужны недели и месяцы. Предпосылок для дешёвого топлива в нашей стране объективно больше нет и в ближайшие годы не будет.
Но в этих драматических переменах можно увидеть и позитивную сторону: меньшее количество авто на дорогах снизит вредные выбросы в атмосферу. Особенно это касается крупных городов. Альтернативой является общественный транспорт и, конечно, переход на машины с электродвигателями. В городах и сёлах многие вспомнят о пользе использования велосипедов и самокатов. Тем более, что в последние годы этот малый транспорт также активно переходит на электродвигатели.
Кроме того, наша страна, наконец-то, избавилась от зависимости от российского и белорусского топлива. А это достижение дорогого стоит.
Анна Бредихина
УНИАН, 5 мая 2022
Ссылка на источник:
Не больше пяти литров на бак: что происходит с украинским рынком топлива