За годы Великой Отечественной войны Беларусь потеряла более 3 млн жителей. То есть не менее, чем каждого третьего.
Достоверность этих цифр у белорусов не вызывает сомнений. Каждую невинную жертву нацизма, каждого не вернувшегося с той войны героя в Беларуси оплакивают до сегодняшнего дня. Больно и омерзительно от того, что где-то в угоду политическим интриганам населению преподносятся политически мотивированные выводы, историческая ложь, построенная на откровенной игре с человеческими жизнями...
Не так давно федеральный государственный департамент Библиотека и Архив Канады опубликовал доклад историка Алти Родал, подготовленный для комиссии по расследованию в отношении военных преступников (использовалось также название "комиссия Жюля Дешена" по фамилии руководителя этой комиссии, бывшего судьи Верховного суда Квебека), созданной 7 февраля 1985 года.
По словам директора НПЦ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Беларуси кандидата юридических наук Игоря Мороза, доклад был составлен ещё в 1986 году, но обнародован недавно. 600-страничный документ содержит анализ обстоятельств въезда и пребывания на территории Канады нацистских преступников, но об этом скажем несколько позже. Сейчас пару слов о том, что особенно возмущает. Доклад досконально изучается, но уже очевидно, что ряд фактов не соответствует действительности.
Например, сообщается, что суммарные потери гражданского населения СССР в годы Второй мировой войны - более миллиона человек. Однако только БССР потеряла треть своего населения, или около трёх миллионов жителей.
"Мы имеем дело с искажением исторической правды о роли СССР в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и о той цене, которую заплатил Советский Союз, добывая победу в этой войне. Много вопросов вызывают действия профессионального историка, не учитывающего сведения из архивных документов", - заметил Игорь Мороз.
Суммарные потери гражданского населения СССР, оценённые как "более миллиона человек", - это слишком нереально. Для народа, в котором практически каждая семья была затронута войной, для белорусов, которым бабушки и дедушки лично рассказывали об убитых, расстрелянных, сожжённых, зверски замученных родных, это звучит как издевательство.
"Наш народ на себе прочувствовал трагедию, и нам кажется, что по-другому нельзя думать. Однако для тех, кто не проживал войну, кто не может найти альтернативных источников информации (в первую очередь имею в виду население западных стран), этот отчёт может показаться достаточно авторитетным, чтобы легко поверить в эти цифры", - отметил директор НПЦ.
Правовая оценка как заслон искажению истории
Именно поэтому в данных вопросах нужна правовая оценка, считает Игорь Мороз. Путаница в подходах позволяет историкам при необходимости опираться на те исследования, которые возможно подвести под некий политически мотивированный вывод. Наличие правовой оценки, например решения Нюрнбергского трибунала, ставит заслон подобного рода попыткам. Приговор Международного военного трибунала в Нюрнберге не отменить, хотя попытки вольной трактовки решений этого судебного органа тоже предпринимаются.
В настоящее время коллектив ученых Беларуси занимается всесторонним изучением темы геноцида. Специалисты разных профилей - историки, юристы, экономисты - работают над тем, чтобы ещё раз перепроверить и уточнить данные о жертвах нацистского геноцида среди гражданского населения Беларуси в годы войны. Отчёт Алти Родал говорит о важности проводимой работы и необходимости доносить до широкой общественности правду о войне.
"Важно собрать доказательства и подтвердить общественности, в том числе мировому сообществу, данные о потерях, о которых мы говорим. Нашим соседям, населению стран Запада, доводится иная информация, и мы должны поставить точку в этом вопросе", - отметил Игорь Мороз.
Целью научного проекта, который уже полтора года проводится в НПЦ в рамках государственной программы научных исследований "Геноцид населения Беларуси в годы ВОВ: историко-правовая оценка", является в том числе сближение позиций правовой и исторической оценки.
"В этой теме участвуют не только и не столько наши работники. Это республиканский проект. Задействованы представители Института истории Национальной академии наук, БГУ, МГЛУ, других вузов. Уверяю вас: все материалы, в том числе материалы, собранные в ходе расследования уголовного дела о геноциде, изучают и оценивают историки. По некоторым вопросам они оказывают помощь следственной группе в оценке собранных доказательств, материалов и документов", - пояснил директор НПЦ.
По мере расследования уголовного дела о геноциде некоторые позиции историков корректируются с учётом новых данных. Результаты научного проекта должны устранить возможные разночтения, искажения, передергивания, интерпретацию фактов. Итог масштабной работы - судебное решение, которое является точкой в различного рода спорах и способом избежать манипуляций фактами, связанными с Великой Отечественной войной.
Полученные в ходе расследования уголовного дела о геноциде сведения о сожжённых деревнях прошли всестороннюю оценку историков. Цифры о количестве уничтоженных на территории Беларуси населённых пунктов, о числе населённых пунктов, которые разделили судьбу Хатыни, обнародованные Генеральной прокуратурой, досконально перепроверены учеными-историками.
Население Беларуси в результате геноцида сократилось почти вдвое
Кроме того, проведена работа по расчёту потерь населения и связанного с этим косвенного ущерба экономике. Учёные пришли к выводу, что численность населения Беларуси при фактических демографических тенденциях 1950-2019 годов на начало 2020 года могла составлять 17 млн человек, что на 80% выше реальной численности (9,4 млн человек). "Можно представить, какой была бы наша экономическая мощь при численности населения в 17 млн человек. Выходит, говорить о том, что мы потеряли каждого третьего, не совсем верно. В рамках политики геноцида население территории Беларуси сократилось почти вдвое", - обратил внимание директор НПЦ.
Вопрос возмещения ущерба поднимался после войны. БССР заявляла свои требования о репарациях при подготовке к заключению мирного договора с Германией. Одной из целей этого документа было создание неких контрольных органов, позволяющих не допустить того, чтобы Германия когда-либо стала источником военной угрозы. Правосубъектность БССР, которая в тех переговорах участвовала в качестве самостоятельного государства, ни у кого не вызывала сомнения. Однако договор так и не был подписан. Соответственно, вопрос не урегулирован. Впрочем, ещё на этапе подготовки мирного договора, в феврале 1947 года, министр иностранных дел БССР заявлял, что косвенный ущерб пока не оценён, поэтому не предлагался к возмещению. В настоящее время уже можно судить о косвенном ущербе, в том числе о том, который связан с потерями населения.
Не менее 30 тыс. коллаборационистов сбежали в Канаду
Возвращаясь к описанным в докладе историка Алти Родал обстоятельствам въезда и пребывания на территории Канады нацистских преступников, необходимо отметить, что канадским правительством после войны не предпринимались действенные меры по выявлению нацистских преступников среди прибывших на территорию этой страны из Европы. Речь идёт не менее чем о 30 тыс. человек, сотрудничавших с нацистами, которые после Второй мировой войны через Великобританию переместились в Канаду.
Как пояснил Игорь Мороз, канадские власти не пытались привлечь к уголовной ответственности нацистских преступников.
Расследование велось только для решения вопроса о лишении гражданства в соответствии с миграционным законодательством. Судебные тяжбы по данному вопросу растягивались на десятилетия, а результат оказывался, как правило, в пользу нацистского преступника. Один лишь пример. Когда еврейские организации Канады инициировали дела о лишении гражданства в отношении 19 нацистских преступников, только по одному делу было принято положительное решение. В остальных случаях суд встал на сторону нацистов.
Если говорить о национальной принадлежности въехавших в Канаду нацистских пособников, среди 30 тыс. человек большая доля приходилась на выходцев из Украины и Прибалтики. Это были две самые крупные группы коллаборационистов, что также прослеживается в отчёте Родал, заметил директор НПЦ.
"Когда начала работать комиссия Жюля Дешена, много возмущений поступало именно со стороны эмигрантов украинской национальности, выходцев из Прибалтики. Они оказывали давление на правоохранительные органы Канады, в результате руководство и суды этой страны фактически отказались принимать во внимание документы, представляемые Советским Союзом.
Коллаборационистов в Канаде было так много, что они смогли оказывать давление на органы власти, они влияли на формирование судебной практики в отношении бывших фашистских пособников", - заметил Игорь Мороз.
Он обратил внимание, что многие документы, проверенные и оценённые в рамках уголовных дел в Советском Союзе, Канадой не использовались в производстве по делам в отношении бывших нацистских преступников и их пособников. Таким образом, обеспечивалось прикрытие этих людей, уводившее их от ответственности за совершенные преступления. В этой связи директор НПЦ считает, что руководство Канады должно разделить ответственность за то, что нацистские преступники и их пособники, прибывшие в эту страну, не понесли наказания за свои преступления.
Канадские власти и сегодня лояльны в отношении нацистских преступников и их пособников
Впрочем, Канада и сегодня демонстрирует лояльность в отношении нацистских преступников и их пособников, отметил Игорь Мороз. В различных местах можно встретить мемориалы и бюсты в честь коллаборационистов, в том числе Романа Шухевича, который оставил свой кровавый след и на территории Беларуси.
Шухевича можно поставить в один ряд с украинскими националистами типа Бандеры. В 1942 году он, возглавляя 201-й батальон шуцманшафта, созданный из числа украинских националистов, участвовал в проведении карательных операций на территории Витебской области. Этот человек не был осуждён. В Беларуси в отношении него сейчас ведётся расследование. Впрочем, имеющаяся информация уже сейчас позволяет говорить о том, что он является соучастником геноцида белорусского народа.
Между прочим переписка Бандеры, который выступал союзником Гитлера, подтверждает позицию украинских националистов и руководителей их организаций. В письмах в адрес Гитлера - эти документы опубликованы - доносится мысль о том, что идеологическая основа нацистской Германии близка идеологии украинских националистов, в рядах которых был Шухевич.
Об истинном отношении Канады к фашистской политике свидетельствует и то, что в декабре 2022 года эта страна была в числе проголосовавших против резолюции Генассамблеи ООН "Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости".
"Сложно себе представить, чтобы кто-то в послевоенные годы проголосовал против резолюции, осуждающей нацизм. Это было просто невозможно! Но буквально с 2021 года началась практика голосования против таких резолюций. Пока количество стран, выступивших против, невелико. Первоначально их было две - Украина и США. На сегодня за эту резолюцию голосует по-прежнему большинство стран - участников ООН, но находится всё больше тех, кто выступает против. И это один из элементов информационной войны", - обратил внимание Игорь Мороз.
По его словам, уничтожение памятников воинам-освободителям, искажение фактов относительно вклада советского народа в победу в войне, голосование против резолюции, осуждающей нацизм, - это звенья одной цепи.
"Странам Запада сегодня выгодно занимать такую позицию в идеологическом и политическом отношении. Очевидно, что это противовес России и Союзного государства. Это отрицание моральной идеологической основы, на которой строится наша государственность и отношение союзников к России", - отметил директор НПЦ.
Декриминализация преступлений нацистских пособников - оскорбление невинных жертв
Тем временем в Беларуси изучают не только факты укрывательства нацистских пособников в Канаде. "Мы изучаем западногерманский опыт, опыт США в этой части. В частности, на территории Америки осели и дожили свой век многие нацистские преступники.
Например, Антанас Импулявичюс, который уничтожил около 50 тыс. человек, будучи командиром карательного батальона, после войны бежал в США, дожил до смертного ложа и умер своей смертью. Советский Союз, несмотря на приложенные усилия, не смог добиться его выдачи для привлечения к уголовной ответственности", - отметил Игорь Мороз.
"Происходившее не укладывается в нормальную парадигму, в нормальное понятие неотвратимости наказания. Речь идёт о самых серьёзных преступлениях - против мира и человечества, - заметил Игорь Мороз. - В действительности это было не правосудие, а потворство нацистским преступникам. Принцип неотвратимости ответственности реализовывался через раз либо вовсе не работал", - заметил Игорь Мороз.
Пока в Беларуси в ходе расследования уголовного дела о геноциде обнаруживаются новые захоронения периода Великой Отечественной войны, новые ямы-могилы, где захоронены сотни и тысячи человек - женщин, детей, в той же Канаде нацистские палачи не считаются преступниками. Правовая политика государства, которая исключает, декриминализирует подобные преступления, не меньше, чем плевок и оскорбление невинных жертв фашистской политики.
Ссылка на источник:
"Неотвратимость наказания" по-канадски. Комментарий по следам обнародованного доклада